Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Применение команд меню MIDI

В меню MIDI имеются следующие команды: Transpose…, Merge MIDI in Loop, Dissolve Part, O-Note Conversion и Reset.

Командой Reset вы можете послать синтезатору сигнал сброса MIDI-контроллеров в состояние по умолчанию. Такая необходимость возникает чаще всего в тех случаях, когда происходит случайное "подвисание" ноты: сообщение Note On прошло, а Note Off – нет. Остальные команды требуют чуть более подробного пояснения.

Transpose… – транспонирование выделенных MIDI-нот

Командой MIDI › Transpose… открывается диалоговое окно Transpose (рис. 6.38), предназначенное для транспонирования выделенных MIDI-нот.

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Подробно о работе с MIDI › Применение команд меню MIDI
Рис. 6.38. Диалоговое окно Transpose

В поле ввода Semitones вы должны указать интервал транспонирования (в количестве полутонов. Положительное число означает транспонирование вверх, отрицательное – вниз. Алгоритм работы Transpose состоит в том, что к номерам нот, записанных в части на треке, прибавляется число, введенное вами в поле Semitones.

Разработчики программы предлагают нам самим решать, как быть в тех случаях, когда в результате транспонирования ноты могут "забраться" слишком высоко или "опуститься" слишком низко. Если установлен флажок Keep Notes in Range, то максимальный диапазон транспонирования будет ограничен значениями, введенными в полях ввода Upper Barrier и Lower Barrier. Советуем не менять его значения, установленного по умолчанию (от С-2/0 до G8/127). В этом случае, даже если в промежуточном результате вычислений, сопровождающих транспонирование, номер ноты выйдет за допустимый интервал [0, 127], ничего страшного не случится. Программа автоматически прибавит к промежуточному результату или число 12, или – 12, и ноты окажутся в пределах существующих MIDI-октав. В итоге, нота до по-прежнему останется нотой до, нота ре – ре и т. д.

Если же в полях ввода Upper Barrier и Lower Barrier вы зададите слишком узкий допустимый диапазон транспонирования, то его алгоритм будет иным способом реагировать на возникновение "пограничных конфликтов":

  • если сумма номера исходной ноты и числа, заданного в поле ввода Semitones, превысит число, заданное в поле ввода Upper Barrier, то в итоге будет создана нота с номером, равным числу, заданному в поле ввода Upper Barrier;
  • если сумма номера исходной ноты и числа, заданного в поле ввода Semitones, станет меньше числа, заданного в поле ввода Lower Barrier, то в итоге будет создана нота с номером, равным числу, заданному в поле ввода Lower Barrier.

В таких ситуациях вероятным становится непредсказуемое изменение нот: нота до вполне может превратиться, например, в ноту ля или в любую другую.

Этому окну можно найти довольно необычное применение. Если в полях Upper Barrier и Lower Barrier ввести одно и то же значение, то все ноты, содержащиеся в выделенной части, превратятся именно в ту ноту, которая указана в данных полях. Понадобиться это может в тех случаях, когда вам захочется из мелодической партии выделить ритм "в чистом виде".

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.