Применение квантизации
В самом общем смысле суть квантизации состоит в привязке начальных моментов MIDI-сообщений и/или их протяженности во времени к выбранной дискретной сетке. Перечислим наиболее распространенные задачи квантизации.
- Выравнивание неточно сыгранной последовательности нот по заданным долям такта.
- Преобразование ритмической структуры обрабатываемой партии в соответствии с образцовой партией.
- Внесение небольших "случайных" отклонений моментов взятия нот и их длительностей от идеально равномерной тактовой сетки. Такая обработка имитирует игру исполнителя-человека и позволяет избавиться от впечатления навязчивой механистичности в звучании партий, созданных с помощью MIDI-секвенсора.
В Cubase SX предусмотрено много различных алгоритмов квантизации. Перед тем как перейти к их анализу, рассмотрим команду Quantize Setup, которой открывается диалоговое окно Quantize Setup, предназначенное для выбора параметров квантизации.
Выбор параметров квантизации
Итак, откроем диалоговое окно Quantize Setup (рис. 6.34) и рассмотрим его содержание.
Рис. 6.34. Диалоговое окно Quantize Setup
В средней части окна расположено поле (Grid Display), в котором (в пределах одного такта) наглядно отображается сетка квантизации и те изменения, которые происходят с ней при выборе различных значений параметров и алгоритмов квантизации.
В верхней части окна находится группа Grid Quantize, элементы которой предназначены для установки сетки квантизации – положения на оси времени тех точек, к которым в результате квантизации будут привязываться сообщения. В группу входят:
- Раскрывающийся список Grid, в котором выбирают основной шаг квантизации в пределах от целой до стодвадцатьвосьмой длительности.
- Раскрывающийся список Type, предназначенный для перехода:
- к пунктирной длительности (Dotted – удлинение шага квантизации на половину основной длительности, в нотной записи такие длительности обозначаются как "нота с точкой");
- к длительности, позволяющей образовывать триоли (Triplet – деление основной длительности не на две части, а на три).
Еще большую гибкость в вопросе выбора шага квантизации даст вам поле ввода Tuplet. С его помощью такт и основные доли такта можно разделить на любое количество частей. Это позволяет формировать любые триолеобразные ритмические фигуры, базирующиеся на квинтолях (рис. 6.35), секстолях, септолях и т. д.
С помощью слайдера Swing можно сместить каждый второй узел сетки квантизации относительно его обычного положения (рис. 6.36). При воспроизведении квантизированной таким образом музыки действительно возникает ощущение свинга.
Слайдер Magnetic Area позволяет определить в окрестностях узлов сетки квантизации размер тех областей (рис. 6.37), в пределах которых квантизация будет оказывать влияние на ноты ("притягивать" их к узлам). Ноты, находящиеся вне Magnetic Area, могут быть не затронуты квантизацией. Это также служит разрушению ощущения монотонности в образе идеально ровной MIDI-музыки. Область захвата отображается на поле Grid Display в виде голубых прямоугольников, длина каждого из которых пропорциональна значению Magnetic Area.
Рис. 6.35. Такт разделен сеткой квантизации на 5 частей
Рис. 6.36. Пример сетки квантизации, Grid = 1/8, Swing = 50%
Рис. 6.37. Пример сетки квантизации, Grid = 1/8, Magnetic Area = 20%
А вот в поле Non Quantize можно ввести в тиках ширину области, в пределах которой квантизация, наоборот, не будет оказывать влияния на ноты. Это, с одной стороны, позволит сохранить небольшие отклонения от равномерной игры, которые как раз и являются одним из признаков стиля музыканта-профессионала, а с другой стороны, позволит устранять грубые исполнительские ошибки. Напомним, что в Cubase SX на четвертную длительность приходится 120 тиков.
Если в поле Random Quantize ввести ненулевое значение (в тиках), то сообщения будут квантизироваться к случайным позициям в пределах указанного "расстояния" от сетки квантизации.
В поле Iterative Strength в процентах вводится параметр, определяющий область действия алгоритма квантизации, который приводится в действие командой MIDI › Iterative Quantize (ее мы охарактеризуем чуть позже).
Обращаем ваше внимание на то, что любые изменения сетки квантизации, выполненные в диалоговом окне Quantize Setup, немедленно находят отражение в окне Key Editor: изменяется "густота" вертикальных линий сетки в правой секции. Кроме того, изменение параметров Grid, Type и Tuplet мгновенно отображается также в поле Quantize, имеющемся в окнах Key Editor и List Editor. А вот для того чтобы применить установленную квантизацию к MlDI-сообщениям, записанным на треке в выделенной части, нужно нажать кнопку Apply.