Работа в редакторе List Editor
Редактирование нот с MIDI-клавиатуры
Всем хороши описанные выше способы редактирования MIDI-сообщений в окне List Editor. Но есть одно неудобство: пользуясь ими, трудно передать ощущение, присущее реальной игре на инструменте. Нота разложена на некие математические составляющие. И не каждый музыкант сможет научиться быстро оценивать влияние того или иного редактируемого параметра на звучание, получающееся в итоге всех манипуляций с кнопками и полями ввода. Хорошо бы иметь возможность вместо этого просто сыграть необходимую ноту с необходимой громкостью! И, конечно, в программе Cubase SX предусмотрена такая функция. Она включается кнопкой (MIDI Input). Панель инструментов после этого несколько меняет свой вид (рис. 6.15). Становятся доступны кнопки, расположенные в ее правой области (сравните с рис. 6.5).
Рис. 6.15. Инструменты окна List Editor в режиме редактирования с MIDI-клавиатуры
Параметры сообщения, которые будут восприниматься редактором при нажатии вами MlDI-клавиш, выбираются специальными кнопками.
(Record Pitch) – будет записываться номер MIDI-ноты.
(Record NoteOn Velocity) – будет записываться Velocity сообщения Note On (скорость перемещения клавиши при ее нажатии, которую можно считать пропорционально связанной с громкостью звучания ноты).
(Record NoteOfF Velocity) – будет записываться Velocity сообщения Note Off (скорость возвращения нажатой клавиши в исходное положение после того, как вы ее отпустите). Трудно однозначно ассоциировать Note Off Velocity с конкретным свойством звучания ноты, тем более что далеко не все клавиатуры формируют в сообщении Note Off значение Velocity. Итак, подключите MIDI-клавиатуру. Нажмите кнопку (MIDI Input). Нажмите в любом необходимом сочетании кнопки (Record Pitch), (Record NoteOn Velocity), (Record NoteOff Velocity). В окне List Editor выберите ноту, которую вы хотите отредактировать.
Сыграйте на MIDI-клавиатуре необходимую ноту с необходимой силой удара по клавише. Выделение "перескочит" на следующее сообщение в списке. Но главное, что в столбцах Data 1 и Data 2 того сообщения, редактированием которого вы занимались, появятся значения параметров, введенные в результате вашей "живой" игры. Если результат не понравится, можно вновь выделить необходимое сообщение и повторить попытку.
Обращаем ваше внимание на то, что таким путем меняется только высота тона и громкость звучания ноты. Временные параметры сообщения (время начала и продолжительность звучания) остаются прежними. Поэтому можем предложить вам такое применение описанному способу редактирования. Не задумываясь о мелодической составляющей, создайте заранее необходимый ритмический рисунок, записав любым путем произвольную последовательность нот. Например, можно в режиме записи просто "отстучать" ритм на одной и той же клавише MIDI-клавиатуры. В вашем распоряжении окажется ритмический шаблон, который теперь будет легче наполнить мелодическим содержанием.
Пошаговый ввод нот
Режим пошагового ввода полезен в том случае, когда вы по каким-то причинам не в состоянии сыграть определенный фрагмент композиции в реальном времени, точно выдерживая моменты взятия нот или аккордов.
Приступая к пошаговому вводу нот, не забудьте подключить MIDI-клавиатуру!
Для перехода в пошаговый режим нажмите кнопку (Step Input). Панель инструментов после этого несколько изменит свой вид (рис. 6.16). Станет доступной кнопка (Insert Mode), а поле Mouse Position изменит свое название на Insert Position (сравните с рис. 6.15).
Выберите записываемые параметры, нажав кнопки (Record Pitch), (Record NoteOn Velocity), (Record NoteOff Velocity) в любом необходимом сочетании. Если кнопка (Record Pitch) останется выключенной, то вместо тех нот, которые вы в дальнейшем сыграете на MIDI-клавиатуре будет записываться нота СЗ.
Рис. 6.16. Инструменты окна List Editor в режиме пошагового ввода
С помощью инструмента или клавишами ←, → установите позицию начала пошаговой записи (в средней секции окна она отмечается вертикальной синей линией). При необходимости уточните ее в поле ввода Insert Position. В раскрывающемся списке Quantize выберите шаг, с которым будут записываться очередные ноты, а в раскрывающемся списке Length Quant – длительность записываемых нот.
А теперь можете нажимать клавиши MIDI-клавиатуры, извлекая отдельные ноты или целые аккорды. Соответствующие сообщения будут появляться в окне List Editor. Если нужно ввести паузу – воспользуйтесь клавишей →, и указатель позиции ввода перескочит через долю. Конечно, после каждого нажатия клавиш необходимо будет уточнять точку записи и длительность очередной ноты. Вот так, не торопясь, шаг за шагом вы и справитесь с записью любого самого быстрого пассажа. Если, прослушав полученный результат, вы придете к выводу, что где-либо посредине записанной последовательности вы пропустили ноту, не спешите удалять все ноты, расположенные после места, где возникла ошибка. Нажмите кнопку (Insert Mode) и установите указатель позиции записи в точку, где должна быть записана пропущенная нота. Сыграйте ее на MIDI-клавиатуре. Нота будет вставлена на свое место, а остальные сообщения, располагавшиеся в точке записи и правее ее, будут одновременно (как единое целое) сдвинуты еще далее вправо на величину шага квантизации.
По окончании сеанса пошаговой записи не забудьте выключить кнопку (Step Input).
Теоретически с помощью опций окна Event List можно вставлять в список сообщения любых типов и выполнять операции по их редактированию. Однако на практике оказывается, что сообщения некоторых типов удобнее записывать, пользуясь другими средствами, имеющимися в программе. Ноты лучше наиграть на MIDI-клавиатуре, записать в нотаторе (Score Editor) или в редакторе отпечатков фортепианных клавиш (Key Editor). Уровнем громкости и значениями контроллеров непрерывного действия удобнее управлять, рисуя графики изменения параметров в окне Key Editor или огибающие автоматизации в окне Cubase SX Project.