Micro Tuner – корректор высоты звучания нот
Веркмейстер поступил просто: вместо природного звукоряда создал свой собственный, положив в основу системы три постулата:
- Отношение частот одинаковых нот в соседних октавах должно быть равно двум.
- Между этими частотами должно лежать ровно двенадцать нот, по числу полутонов в октаве.
- Все полутона должны быть равны.
В соответствии с этими постулатами Веркмейстер разбил октаву на двенадцать абсолютно равных полутонов. Такой звукоряд был назван темперированным. Слово темперация (от лат. temperatio – правильное соотношение, соразмерность) в музыке означает выравнивание интервальных отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы; от этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноименные интервалы стали одинаковыми по величине.
Сразу решилось множество проблем. Исчезла пифагорова комма, стало возможным абсолютно свободно переходить из одной тональности в другую и начинать мелодию с любой ноты.
Однако за удобство настройки инструментов и в этой системе приходится платить. Если в октаве Пифагора слегка фальшивили только три ноты, то в октаве Веркмейстера вообще не сохранилось ни одной ноты природного звукоряда. Можно сказать, что абсолютно все ноты в ней фальшивые, поэтому их звучание, в принципе, не может доставлять человеку максимального удовольствия. Правда, каждая нота фальшивит чуть-чуть, но искушенному слуху это заметно, да и неискушенный, наверное, на уровне подсознания тоже ощущает такую неидеальность. Система прижилась. Что бы мы там ни думали о соотношении наших врожденных и приобретенных свойств, но воспитание и привычка все же – великие силы. Многие цивилизованные народы, населяющие Землю, едва ли не в полном составе, ныне слушают музыку, составленную из фальшивых звуков, и радуются. Не последняя роль в этом принадлежит великому Баху, поспособствовавшему утверждению темперированного звукоряда тем, что он первым написал цикл произведений в двенадцати мажорных и двенадцати минорных тональностях.
Споры о ценности того или иного строя продолжаются, хотя они, пожалуй, носят чисто теоретический и философский характер. Многие ли любители музыки смогут отличить ре-диез от ми-бемоля в Пифагоровом или чистом (натуральном) строе? Существует мнение, что равномерная темперация – это своеобразный теоретический компромисс, позволяющий наиболее удобным способом использовать возможности инструментов с фиксированным строем. Вместе с тем, без инструментального сопровождения певцу труднее петь в темперированном строе, чем в чистом. На смычковых инструментах, на которых нет ладов, можно играть в любом строе. Получается, что разница в строях важна для исполнителей высшего класса и наиболее продвинутых слушателей.
Однако MIDI-технология позволяет осуществить настройку инструмента любым мыслимым способом, установить программным путем любой сколь угодно экзотический лад. При этом, нажимая на MIDI-клавиши, мы можем услышать звуки, частоты которых настроены нужным нам образом. И в Cubase SX существует средство, способное удовлетворить поклонников любого строя. Вы уже, наверное, догадались, что таким средством является плагин Micro Tuner (рис. 9.20).
Интерфейс плагина Micro Tuner предельно прост, и работа с ним тоже проста. Два ряда полей ввода символизируют клавиши одной октавы. Нижний ряд соответствует белым клавишам, верхний – черным. Левое поле ввода соответствует ноте С. В каждом поле можно ввести число, означающее величину расстройки соответствующей ноты (в центах) по отношению к равномерно темперированной шкале. Главное, нужно знать, какие именно числа вводить. В качестве справочного пособия можно использовать содержимое списка пресетов. Здесь перечислены названия ряда классических и экспериментальных строев.
Рис. 9.20. Окно плагина Micro Tuner
Фактически плагин представляет собой удобное средство для формирования MIDI-сообщений RPN 1 (Fine Tuning) об изменении значений контроллера точной подстройки строя синтезатора (см. разд. 1.2.3).
В раскрывающемся списке Convert нужно выбрать характер синтезатора, с которым предстоит работать плагину. Выбор осуществляется между виртуальным и аппаратным синтезаторами, которые по-разному воспринимают сообщения о величине точной подстройки высоты тона.