Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Step Designer – паттерновый секвенсор

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Работа с MIDI-плагинами › Step Designer – паттерновый секвенсор
Рис. 9.29. Результаты применения кнопок SHIFT Time > R и Reverse: a – исходный паттерн, б – паттерн после трехкратного применения кнопки SHIFT Time > R, в – к исходному паттерну применена кнопка Reverse

Кнопкой Reverse осуществляется поворот содержимого паттерна (зеркальное отображение) относительно вертикальной оси симметрии (относительно границы между 16 и 17 долями). Иными словами, начало и конец паттерна при этом меняются местами (рис. 29, в). Повторное нажатие кнопки Reverse возвратит паттерну исходный вид.

В обшей сложности для одного экземпляра плагина можно создать и запомнить в качестве одного пресета 100 паттернов. Для перехода к паттерну с другим номером воспользуйтесь полем ввода Pattern.

С помощью кнопки Copy содержимое текущего паттерна можно скопировать в буфер обмена, а с помощью кнопки Paste – вставить в другой паттерн. Кнопкой Reset текущий паттерн "обнуляется": из него удаляются все ноты, а контроллеры приводятся в состояние по умолчанию.

Как только вы нажмете копку Rand., паттерн окажется заполненным случайной последовательностью нот. Для многих из нас эта копка может показаться элементом, применение которого порождает совершенно бессмысленный результат. Правда, поклонники стохастизма в музыке могут и не согласиться с таким мнением и даже, вероятно, обрадуются, узнав о существовании копки Rand.. Ведь, зачастую, для генерации случайных нот они вынуждены использовать совершенно несовременные, трудоемкие и даже примитивные технологии наподобие метания шестигранной игральной кости.

Если же вы, возложив на эту копку композиторские функции, попытаетесь автоматизировать процесс сочинения, например, танцевальной музыки, то запаситесь терпением. Лишь немногие случайные последовательности нот будут интересны в мелодическом отношении. Попробуйте сами, но только имейте в виду, что общее количество комбинаций выражается числом 1232. Это означает, что если бы даже перебор вариантов был не случайным, а регулярным, и при условии, что на каждую попытку уходила бы 1 минута, то для полного завершения такой работы потребовалось бы примерно 65 000 000 000 000 000 000 000 000 000 лет. Для сравнения: возраст нашей вселенной оценивается некоторыми учеными в 14 500 000 000 лет.

О чем говорят эти выкладки?

Во-первых, случайное формирование двух одинаковых паттернов вами лично или любыми другими пользователями программы практически невозможно. Хотя, конечно, многое зависит от качества генератора случайных чисел, однако при таком количестве возможных реализаций вероятность выпадения двух одинаковых комбинаций ничтожно мала. Варианты практически неповторимы даже на протяжении всей оставшейся жизни человечества, даже если все люди на Земле только и будут заниматься тем, что нажимать кнопку Rand.. Представьте, как вам будет обидно, если задним числом вдруг поймете, что паттерн, сгенерированный программой, когда вы не в этот, а в предыдущий раз нажали кнопку Rand., содержал гениальную мелодию! В данном случае даже компьютер прошлое вернуть, увы, не в состоянии. Ведь в отношении операций редактирования, проводимых внутри плагинов, функция Undo не действует. Поэтому лучше на всякий случай сохранять каждый полученный паттерн, внимательно прослушивать полученный результат, а удалять его, лишь убедившись, что он вам точно не нравится.

А во-вторых, лучше сочинять музыку не путем нажатия на кнопку, а в результате творческого озарения. Дело пойдет значительно быстрее, потому что массу комбинаций нот ваше сознание (или подсознание?) признает непригодными, а в ваши пальцы, летающие над клавишами, сами собой попадут сигналы только о тех немногих последовательностях звуков, которые могут стать музыкой.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.