Вступление
В предыдущих разделах книги уже рассмотрены многие вопросы, связанные с применением VSTi. Перечислим основные из них.
- Сущность VSTi (см. разд. 1.5.3).
- Подключение VSTi (см. разд. 4.1.3).
- Автоматизация параметров VSTi (см. разд. 4.7.8).
- Маршрутизация сигналов, генерируемых VSTi, их обработка VST-плагинами. особенности управления VSTi (см. главу 5, разд. 5.3.2, разд. 5.3.3).
- Получение информации о плагинах, включая VSTi (см. разд. 5.6.1).
Напомним, что VSTi – это программный интерфейс, позволяющий подключать виртуальные инструменты (синтезаторы, сэмплеры, управляемые по MIDI процессоры эффектов и др.) к приложениям – виртуальным студиям. По своей сути VSTi являются VST-штагинами, управляемыми по протоколу MIDI и генерирующими аудиосигнал. Обмен данными с VSTi по MIDI может быть двусторонним, т. е. VSTi могут не только получать MIDI-команды, но и сами их генерировать. Поэтому панели VSTi можно расценивать как виртуальные MIDI-контроллеры.
Многие VSTi включают в себя процессоры эффектов (реверберации, хоруса, задержки и др.). Однако зачастую имеет смысл использовать внешние по отношению к VSTi эффекты и обработки, общие и для VSTi и для аудиотреков. Согласитесь, когда для обработки VSTi используется один алгоритм реверберации, а для аудиотрека другой, то звучать это будет не совсем естественно. Кроме того, в области создания VST-эффектов и VSTi уже давно сложилось некое разделение труда: какие-то производители специализируются на создании шикарных VSTi, а какие-то создают неплохие эффекты и обработки. Поэтому наилучшего результата можно добиться путем комбинирования передовых разработок разных производителей.
В некоторых VSTi предусмотрена возможность вывода генерируемого сигнала не по одному, а по нескольким каналам. После подключения VSTi к проекту в микшере Cubase SX появляются модули, соответствующие каждому из каналов VSTi. Они мало чем отличаются от модулей аудиотреков. Для каждого из каналов независимо вы можете использовать эффекты и обработки, реализованные в виде VST-плагинов.
Мы уже говорили, что сосчитать общее число VST-плагинов, разработанных в мире, не представляется возможным. То же самое справедливо и в отношении VSTi, ведь VSTi можно рассматривать как частный случай VST.
Частота появления новых VSTi велика. Соответственно велика и скорость морального старения существующих VSTi. Поэтому, работая над этой главой, мы поставили себе задачу познакомить вас лишь с теми тремя VSTi, которые входят в поставку Cubase SX, но не входили в поставку предыдущих версий Cubase.
После подключения VSTi к проекту его панель можно вызвать двумя способами. Способ первый – щелчком на кнопке в том слоте окна VST Instruments (см. разд. 4.1.1), к которому подключен нужный VSTi. Способ второй – щелчком на кнопке в основной секции инспектора того MIDI-трека, который настроен на работу с нужным VSTi (см. разд. 4.1.2). На панели VSTi собраны все доступные для пользователя параметры. В верхней части панели каждого VSTi имеются элементы, общие для всех VSTi . Перечислим их слева направо: кнопка временного отключения VSTi, кнопка включения режима воспроизведения автоматизации (R), кнопка включения режима записи автоматизации (W), кнопки для перебора пресетов, список пресетов. Нажатием на кнопку File открывается меню, содержащее следующие команды:
- Load Bank – загрузить банк пресетов из файла;
- Save Bank – сохранить банк пресетов в файле;
- Load Instrument – загрузить отдельный пресет из файла;
- Save Instrument – сохранить текущий пресет в файле.
Под пресетом понимается совокупность всех пользовательских настроек. Перечисленные элементы являются общими для всех VSTi потому, что они в действительности являются принадлежностью Cubase SX. Если открыть тот же самый VSTi из какого-нибудь другого приложения, то изменится состав и дизайн перечисленных элементов в соответствии с дизайном приложения-хоста. В дальнейшем мы будем говорить только об элементах интерфейса, являющихся принадлежностью конкретного VSTi.