Композиция
Окружение и линии
К отображению окружения предъявляются два противоположных требования. С одной стороны, оно не должно отвлекать внимания от главных героев, но с другой – его желательно сделать достаточно информативным.
- Присутствие знаменательных объектов на дальнем плане, узнаваемых даже при некоторой расфокусировке, поможет легко раскрыть обстановку, в которой развивается действие (шпиль Адмиралтейства – Петербург, туман над рекой – прохладное утро, снег – зима и т. п.). Но для крупных планов изображения героев фон лучше выбрать нечеткий, размытый, в средних по яркости тонах; делается это с помощью выбора глубины резкости, когда выставляется экспозиция.
- Введение переднего плана помогает подчеркнуть глубину сцены (рис. 5), только не стоит перед персонажами располагать движущиеся или крупные посторонние предметы. Очень неприятное впечатление может вызывать колышущаяся от порывов ветра ветка, периодически мелькающая в кадре, тем более, когда она заслоняет героя, принимающего ответственное решение.
- Естественное обрамление кадра (дверной проем, грот, тоннель, противоположные стороны улицы и т. п.) направляет взгляд в середину экрана, приводя к главному объекту. При съемке короткофокусным объективом с помощью обрамления обрезают все лишнее. Обрамление лучше притемнить, уменьшить его контраст и приглушить цвет, сделать не в фокусе. Один из внутренних контуров естественного обрамления кадра желательно пустить по трети экрана.
- Некоторые второстепенные предметы могут нести даже символический смысл (например, проросший по весне пень: седина в бороду – бес в ребро). Конечно, такие предметы не должны потеряться на экране.
Рис. 5, а) Введение переднего плана. Оценить расстояние до гор на верхнем рисунке весьма трудно (а), в то время как наличие переднего плана подчеркивает глубину пространства (б)
Рис. 5, б)