Композиция
Привлекающие внимание участки изображения последовательно образуют линию взгляда, именно на ней должны располагаться все важные элементы кадра. Она может иметь любую замкнутую форму, но лучше использовать многоугольник с нечетным количеством сторон, треугольник наиболее эффектен. Напомним, что привлекают внимание движущиеся предметы, контрастные и четкие участки изображения, особенно – светлые объекты, расположенные на темном фоне, они выглядят крупнее.
Линии окружения (горизонт или дорога, край газона или контуры зданий, береговая черта) увлекают за собой взгляд, роль направляющей может играть также ряд однотипных предметов (автомобили на стоянке, горшки на рынке или головы гостей за праздничным столом). Эти линии надо располагать на экране так, чтобы они сходились на сюжетно важном элементе, тогда взгляд зрителя не устремится за пределы кадра. Взгляд легче скользит вдоль плавно изогнутой кривой, которая и смотрится более изящно, чем прямая линия.
Ствол дерева и другие увлекающие взгляд объекты не стоит размещать по центру кадра, использование симметричной композиции может быть оправдано только творческими соображениями. Наоборот, контуры предметов, делящие экран по вертикали или горизонтали в "золотой пропорции" (по линиям естественного внимания), придают кадру гармоничность и красоту. Если главный объект находится на земле, то горизонт лучше пустить по верхней трети кадра, а если центр композиции находится над землей, то горизонт можно расположить по нижней трети экрана.
Форма линий (взаимное расположение предметов) и их ориентация в пространстве, определяя горизонтальную, вертикальную или диагональную композицию, влияют на напряженность кадра, могут вызывать разное настроение:
- горизонтальные линии навевают чувство покоя;
- преобладание вертикальных объектов, которые ассоциируются с высотой, может вызвать напряженность в настроении и даже навеять чувство беспокойства;
- диагональные линии символизируют динамизм. Их следует направлять из нижнего угла экрана в точку схода на горизонте сверху, лучше в точку первоначального внимания. Сход вверху слева может означать возвратность движения. Плавный изгиб диагональных линий как бы уменьшает скорость.
Таким образом, береговая линия равнинной реки естественнее выглядит, если ее расположить горизонтально; горный поток приобретет большую скорость при диагональной ориентации в кадре, но он теряет стремительность при плавном изгибе береговой линии; вертикальное размещение уместно для ручья с порогами.
Цветовое решение композиции
При спектральном разложении белого света получаются чистые цвета. По мере убывания длины волны они располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, все оттенки зеленого, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный. Круг замкнулся бы красным цветом, но человек воспринимает всего одну цветовую октаву (рис. 6).
Глаз имеет три группы рецепторов, чувствительных к синему, зеленому и красному цветам, называемым основными. Смешивание в определенных пропорциях основных цветов вызывает ощущение любого заданного цвета. На этой особенности человеческого зрения основано цветное телевидение.
Рис. 6. Цветовой круг
При недостаточном освещении мы видим мир только в черно-белом виде. Цветовое зрение проявляется в полной мере лишь днем. Это надо учитывать при имитации вечерних или предрассветных сумерек. По мере уменьшения освещенности для нас сначала становится неразличимой окраска красных, затем зеленых и голубых предметов. Известно, что белое освещение малой интенсивности воспринимается синеватым, в то время как при большой интенсивности оно кажется нам желтоватым: луна воспринимается нами голубоватой, хотя красного в ней не меньше, чем у солнца в зените.