Композиция
Размещение человека на экране
Главным элементом изображения человека является, как правило, его лицо, а главным элементом лица – глаза. Их лучше размещать в центрах естественного внимания, то есть на пересечении линий, делящих экран по вертикали и по горизонтали на трети или в "золотой" пропорции. Таких точек получается четыре, но только две верхние подходят для размещения головы человека, причем правая точка предпочтительнее. Двум вакантным нижним точкам также можно найти применение.
Детальный план
Если верхняя часть лба проходит по верхнему краю экрана, а подбородок упирается в нижний его край, то линия глаз расположится на границе верхней трети экрана, то есть на линии естественного внимания, как и подобает "зеркалу души". Ось симметрии лица лучше сместить в ту сторону, которая требуется для согласования со смежными кадрами, или чтобы взгляд был направлен в сторону центра экрана.
Фон при съемке детальным планом должен превратиться в размытые пятна. Светлые тона фона придают изображению легкость, темные усиливают драматизм момента, а холодные приближают лицо, подчеркивая его объемность. Теплые тона фона, наоборот, сливаются с лицом европейского типа, делая его маловыразительным. Красный цвет, как уже говорилось, не подходит для фона, так как отвлекает внимание от персонажа.
Крупный план
Человек изображается от макушки до груди. Линия глаз, как и прежде, располагается на границе верхней трети кадра. Передний план здесь лишний, а расфокусированный фон может только намекать на окружение. В диалоге можно сделать "восьмерку", тогда затылок собеседника, лучше брюнета, закрывая треть кадра, будет выступать в роли естественного обрамления.
Половинный план изображает человека до пояса. Над головой есть пространство высотой с полголовы, поэтому допустимо ограниченное движение. Хорошо видна мимика, а мелкие недостатки кожи на лице уже смягчились, значит, этот план – наиболее крупный для съемки женщин в расцвете лет. Фон может быть довольно пестрым, поэтому центр лица желательно приблизить к точке естественного внимания. Чтобы человек оставался на одном и том же месте кадра, снимают с проводкой.
Средний план изображает человека по колено. Располагать глаза лучше в точке естественного внимания, чтобы зритель сразу понял, что главное в кадре. Над головой остается пространство, равное двукратной высоте головы. Окружение хорошо различимо, есть пространство для движения. Глубина резкости должна быть достаточной для отображения и среднего, и заднего планов. Съемка с нижней точки дает "голливудский план", подчеркивающий монументальность фигуры. Можно изобразить вхождение в кадр, при этом камера должна быть неподвижной и сфокусированной на точке предполагаемого появления героя. Средний план подходит для показа персонажей во взаимодействии, но не надо подробно отслеживать все движения героя, тем более в ущерб изображению его партнеров по кадру.
Общий план показывает человека в полный рост. Над головой должно остаться пространство в 2-3 раза большее высоты головы, а под ногами – половина такого же расстояния. Герой не потеряется на экране среди окружения, если его голова в кадре расположится вблизи от точки естественного внимания.
Кадр лучше делать с передним и задним планами, тогда человек разместится "в центре вселенной". Естественное обрамление также должно приводить взгляд зрителя к человеку, особенно если общим планом снят всего один человек. Ракурс уже не искажает черты лица и пропорции тела, поэтому можно применять как нижнюю, так и верхнюю точки съемки.
Дальний план подходит для представления места событий или большой группы людей, съемку можно проводить с верхней точки. Одиночный человек на дальнем плане теряется. Это обстоятельство смягчается размещением персонажа в центре естественного внимания.
Масштаб изображения нескольких человек, находящихся в глубине сцены, будет определяться расстоянием от камеры до каждого из них и фокусным расстоянием объектива. Глубина резкости существенно влияет на характер сцены. Никто не потеряется на экране, если самого дальнего от камеры человека разместить в центре естественного внимания. Здесь могут понадобиться упоминаемые ранее вакантные точки. Расфокусированное изображение затылков некоторых персонажей может стать неплохим обрамлением кадра.