Слои-маски. Маскировка слоя другим слоем.
Наиболее часто для настройки прозрачности используются альфа-маски, рассмотренные в двух предыдущих разделах. Однако иногда достичь финальной цели монтажа композиции бывает удобнее при помощи других средств реализации прозрачных наложений.
Произвести разметку прозрачности слоя можно не только назначая ему определенную альфа-маску, но и используя другой слой композиции в качестве шаблона прозрачности. Повторимся, что слой, определяющий прозрачность другого слоя, называется маскирующим слоем или слоем-маской.
Разберем технику маскировки одного слоя другим на конкретном примере. Будем использовать в качестве маскирующего слоя предварительно заготовленный видеоклип mask.mov, коллаж из трех кадров которого показан на рис. 9.34 (на черном фоне происходит уменьшение в размерах светло-серого круга).
Рис. 9.34. Модельный видеоклип mask.mov мы будем использовать в качестве слоя-маски для другого клипа (коллаж трех кадров клипа)
Примечание
Исходный видеофайл mask.mov был создан средствами After Effects. Принцип монтажа такой композиции, полученной путем анимации альфа-маски серого слоя, будет рассмотрен нами в следующих главах (см. урок 10).
Взаимодействие нижнего слоя со слоем-маской организовано в After Effects на основе двух возможных свойств последнего:
- в качестве канала прозрачности используется альфа-канал слоя-маски (если он имеется);
- разметка прозрачности слоя-маски производится в соответствии с его яркостью (т. е. более светлые пикселы делаются более прозрачными, а темные – менее прозрачными, или наоборот).
Будем считать, что наш исходный файл mask.mov не содержит альфа-канала, поэтому используем распределение его яркости по пространству кадра. Сделаем светлые круговые участки клипа более прозрачными, а черные – сплошными (см. рис. 9.34).
Покажем, как производится маскировка одного слоя другим. В нашем примере частично прозрачным будет клип mask.mov, а нижним слоем будет видеоклип tolstoi.mov.
- Расположите в окне Timeline (Монтаж) слой-маску непосредственно над тем слоем, который вы собираетесь маскировать (рис. 9.35).
- Нажмите в окне Timeline (Монтаж) кнопку Switches/Modes (Переключатели/Режимы). Если эта кнопка скрыта, то вызвать ее на экран (вместе с одноименным столбцом) можно нажатием кнопки, на которую наведен указатель мыши на рис. 9.35.
- В выпадающем списке TrkMat (Слои-маски) выберите пункт Luma Matte (Маска яркости).
Рис. 9.35. Начните настройку слоя-маски с его размещения непосредственно над маскируемым слоем
После этого верхний слой будет распознаваться After Effects не в качестве обычного слоя (как это было на рис. 9.36), а в качестве маски прозрачности для слоя, находящегося под ним. Об этом будут говорить соответствующие пиктограммы слева от названия слоя в окне Timeline (Монтаж) (рис. 9.37, 9.38). Обратите внимание на то, что изображение слоя-маски автоматически выключается (пиктограмма в виде глаза для этого слоя отсутствует).
Рис. 9.36. Вместо типа No Track Matte выберите желаемый тип слоя-маски