Сборка в момент загрузки
…как только они вошли в Бесконечный Лес, собранный джентельмен стал разбираться на части и принялся выплачивать арендные деньги. Сначала он отправился к ногозаимодавцам и пришел туда, где нанял левую ногу; он отдал ее владельцу, и заплатил за аренду, и запрыгал к хозяину правой ноги; когда он вернул ее и полностью расплатился, то перевернулся вниз головой и поскакал на руках.
А. Тутуола
Как мы видели в предыдущем разделе, объектные модули и библиотеки содержат достаточно информации, чтобы собирать программу не только заранее, но и непосредственно в момент загрузки. Этот способ, безусловно, требует больших затрат процессорного времени, чем загрузка заранее собранного кода, но дает и некоторые преимущества.
Главное преимущество состоит в том, что, если мы загружаем несколько программ, использующих одну и ту же библиотеку, мы можем настроить их на работу с одной копией кода библиотеки, таким образом, сэкономив память. Разделение кода привлекательно и с функциональной точки зрения, поэтому сборка в момент загрузки находит широкое применение в самых разнообразных ситуациях.
Примером такой сборки является широко используемая в Windows всех версий и OS/2 технология DLL (на самом деле, DLL обеспечивают сборку не только в момент загрузки, но и после нее – возможность подключить дополнительный модуль к уже загруженной программе), которая будет более подробно обсуждаться далее. В качестве других примеров можно привести Novell Netware, OS-9, VxWorks и т. д. Впрочем, если мы говорим о системах, предназначенных для использования во встроенных приложениях (той же VxWorks), вопрос о том, является ли сборка перед прошивкой в ПЗУ сборкой в момент загрузки или сборкой заранее, носит схоластический характер.
Некоторые системы команд поддерживают динамически пересобираемые программы, у которых вся настройка модуля вынесена в отдельную таблицу. В этом случае модуль может быть подключен одновременно к нескольким программам, использовать одновременно разные копии сегмента данных, и каждая используемая копия модуля при этом даже не будет подозревать о существовании других. Примером такой архитектуры является Pascal-система Lilith, разработанная Н. Виртом, и ее наследники KpoHoc/N9000.
Программные модули в N9000
В этих архитектурах каждый объектный модуль соответствует одному модулю в смысле языка высокого уровня Oberon (или NIL– N9000 Instrumental Language). Далее мы будем описывать архитектуру системы N9000, поскольку автор с ней лучше знаком.
Модуль может иметь не более 256 процедур, не более 256 переменных и ссылаться не более чем на 256 других модулей. Код модуля является позиционно-независимым. Данные модуля собраны в отдельный сегмент, и для каждой используемой копии модуля, т. е. для каждой программы, которая этот модуль использует, создается своя копия сегмента данных. В начале сегмента содержится таблица переменных.
Строки этой таблицы содержат либо значения для скалярных переменных, таких как целое число или указатель, либо адреса в сегменте данных. Кроме того, сегмент данных содержит ссылку на сегмент кода. Этот сегмент кода содержит в себе таблицу адресов точек входа всех определенных в нем функций (рис. 3.13).
Рис. 3.13. Модуль N9000