Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
После оценки незавершенного производства определяется себестоимость выпущенной из производства готовой продукции, принятие к учету которой отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет 43 "Готовая продукция"
Кредит 20 "Основное производство".
Себестоимость проданной готовой продукции, себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, а также расходы на продажу списываются на себестоимость продаж:
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж"
Кредит 20 "Основное производство", 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу".
ПБУ 10/99 предусматривает варианты признания управленческих и коммерческих расходов. В частности, по усмотрению организации управленческие расходы могут не включаться в себестоимость продукции, а списываться в полной сумме на себестоимость продаж. В этом случае в конце месяца списание общехозяйственных расходов отражается записью:
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж"
Кредит 26 "Общехозяйственные расходы".
По выбору организации коммерческие расходы могут признаваться в отчетном периоде одним из следующих способов:
- списываться на себестоимость продаж в полной сумме;
- списываться на себестоимость продаж в сумме, относящейся к проданным товарам и продукции.
Указанная сумма определяется путем распределения расходов на продажу между проданными товарами (продукцией) и остатками непроданных товаров (продукции) на складе по среднему проценту.
Для учета выручки от продаж используется счет 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка". При отражении выручки в бухгалтерском учете одновременно отражается возникновение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 90-1 "Выручка".
В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в том отчетном периоде, к которому они относятся при соблюдении условий их признания. Если полученные в отчетном периоде доходы и осуществленные расходы относятся к следующим периодам, они не включаются в доходы и расходы отчетного периода, а подлежат учету в составе доходов и расходов будущих периодов.
Вместе с тем организациям предоставлено право создавать резервы расходов, которые будут осуществлены в последующие отчетные периоды. Отчисления в резервы включаются в расходы отчетного периода. Цель создания таких резервов состоит в равномерном включении предстоящих расходов в издержки производства или обращения.
В соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н, организации могут создавать следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, на покрытие расходов по ремонту основных средств, на возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным производством, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, на покрытие затрат по ремонту предметов проката и др. Конкретный перечень создаваемых резервов организация устанавливает в учетной политике.
Для учета резервов используется пассивный счет 96 "Резервы предстоящих расходов", аналитический учет на котором организуется по каждому виду создаваемых резервов. По кредиту счета отражается начисление резервов, а по дебету – их использование.
Сумма ежемесячных отчислений в создаваемый резерв определяется путем деления величины предстоящих расходов на 12 месяцев и отражается в учете записью:
Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу"
Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов".
При наличии резерва фактические расходы по мере их возникновения списываются в уменьшение резерва:
Дебет 96 "Резервы предстоящих расходов"
Кредит 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется и при необходимости корректируется.
В конце года проводится инвентаризация резервов, в процессе которой уточняется величина остатка не использованного на конец года резерва. Начисленные суммы резервов доводятся до величины фактических расходов. При этом если фактические расходы превышают суммы начисленных резервов, то на разницу составляют дополнительную проводку по доначислению резервов. Обратная разница оформляется сторнировочной записью.