World Wide Web
Расширяется применение WWW-серверов для организации интерактивного общения с пользователями, то есть установления обратной связи и получения информации от пользователя. Вот несколько примеров применения такой обратной связи. На ряде серверов организовано анкетирование с целью сбора информации о предлагаемых товарах и услугах. Возникли виртуальные магазины, в которых пользователь может подобрать товар и сделать заказ (например, компьютерный магазин на сервере www.nienschanz.ru). Любители азартных игр могут сыграть в электронном казино на сервере "CENTRONET" (www.astro.ru).
Появились WWW-серверы, которые играют в Internet роль средств массовой информации. Работа таких серверов, включающая ежедневный сбор и обработку информации, ведется не одним – двумя энтузиастами, как это имеет место в большинстве случаев, а достаточно большой профессиональной командой. К числу подобных серверов можно отнести, например, "Национальную службу новостей" (www.nns.ru) с информацией об общественно-политической жизни России, а также "РИТМ-Пресс" (www.ritmpress.ru), на котором оперативно освещаются новости в области информационных технологий и компьютерного рынка.
Доступ к информации, размещаемой на WWW-серверах, расположенных на территории бывшего СССР, в большинстве случаев является свободным и бесплатным. Однако существуют серверы, на которых функционируют и коммерческие информационные системы. В этих случаях для получения доступа к информации пользователь должен ввести имя и пароль. Для того чтобы стать зарегистрированным пользователем коммерческой информационной системы, необходимо произвести соответствующую оплату. С условиями использования таких систем и схемами оплаты всегда можно ознакомиться на страницах тех же серверов. Для большинства пользователей единственным способом оплаты пока является традиционный перевод денег через банк, хотя в ряде систем предусматривается возможность использования кредитной карты, номер которой вводится при удаленной регистрации, как это принято на Западе. Кроме того, на некоторых серверах существуют корпоративные информационные системы с ограниченным доступом, которые также требуют авторизации для работы с ними. В некоторых случаях права доступа к информации зависят от IP-адреса компьютера, на котором работает пользователь.
Количество WWW-серверов возрастает чрезвычайно быстро. Поэтому составление и регулярное пополнение списка всех серверов представляет собой достаточно трудоемкую задачу. На ряде WWW-серверов ведутся списки, содержащие информацию о названии сервера, его сетевом адресе (URL), городе и в некоторых случаях о тематике сервера. Эти списки постоянно обновляются, причем информация, как правило, поступает двумя путями.
Во-первых, лица, занимающиеся ведением списков, сами находят ссылки на новые серверы на страницах других серверов, в телеконференциях, в публикациях периодической печати и т. д.
Во-вторых, сведения о новых серверах присылают пользователи сети. В простейшем варианте эти сведения направляются в виде сообщения электронной почты по адресу администратора списка. На ряде серверов имеются страницы с формой, в поля которой можно ввести данные о новом сервере, а затем отправить форму и зарегистрировать, таким образом, этот сервер в базе данных. Подобный способ облегчает задачу ввода информации о новом сервере и обеспечивает структурированное представление данных в требуемом виде.
На некоторых серверах не просто ведутся списки в виде статических документов, а предоставляется доступ к базе данных, в которой содержится структурированная информация о WWW-серверах. Пользователь может задать критерии поиска и получить соответствующий список серверов. Таким образом, например, можно получить список серверов, находящихся в определенных городах, или серверов с интересующей тематической направленностью. С примерами подобных баз данных, которые пополняются не только их администраторами, но и пользователями Internet, можно познакомиться на серверах Коммуникационной компании "Марк-ИТТ" (www.mark-itt.ru) и Санкт-Петербургского узла RUNNet (www.inno.ru).
Web-браузеры дают человеку возможность легко и быстро получать информацию и цветной графический материал, который может храниться на компьютерах в самых разных странах мира. С помощью Web-браузеров работа в сети становится похожей на путешествие, только, в отличие от реального мира, путешествовать тут намного проще.
Коммерческие и другие организации заинтересованы в Web как в источнике самой разной информации и как в средстве рекламы своей продукции и услуг. Они тоже создают в Web свои страницы, нечто вроде электронной витрины. Когда адрес страницы организации становится известным в сети, потенциальные покупатели могут при помощи браузера ознакомиться с информацией. Однако не все товары, услуги или информация, представленные в Internet, полезны.
Специалисты ведут работы в направлении повышения надежности в Internet в отношении конфиденциальности и безопасности совершаемых операций.