Электронная почта
Одной из основных услуг в Internet является всемирная система рассылки и получения электронной почты (E-mail). Поток информации на Internet состоит во многом из электронной корреспонденции, и многие люди, подключившись к Internet, пользуются в основном лишь этой услугой.
Как и любая другая сервисная услуга, электронная почта имеет свои сильные и слабые стороны. При поверхностном знакомстве может показаться, что это всего лишь более быстрый способ доставки писем и подобной им корреспонденции. Электронная почта похожа и на телефон, и на традиционную почту. Проанализируем различия параметров этих видов связи.
Телефонная связь – это немедленная доставка. Время, необходимое для доставки электронной почты, составляет от нескольких секунд до одного дня; обычная почта приходит в лучшем случае на следующий день, а то и через несколько суток. Для быстрой связи при помощи телефона вызывающий и вызываемый должны быть синхронизированы, то есть должны находиться у телефонов одновременно. Электронная и традиционная почта – асинхронные системы; отправитель посылает письмо, когда оно готово, а адресат читает его, когда у него есть свободное время. Такой способ связи удобен, если абоненты находятся на большом расстоянии друг от друга (например, через несколько часовых поясов) и распорядок дня у них разный.
Время доставки электронной почты складывается из двух временных промежутков: времени, необходимого сети для доставки сообщения на почтовый сервер, и времени от поступления до прочтения получателем. Если не проверять электронную почту регулярно, скорость доставки на почтовый сервер никакого значения не имеет. Пришедшие письма будут просто накапливаться в ожидании. Эффективность электронной почты повышается при уменьшении времени задержки в системе доставки от компьютера к человеку. Если электронная почта доставляется быстро, она может стать почти такой же удобной и оперативной, как личная беседа.
Общение в письменной форме предполагает более высокую ответственность, нежели устное. Если по телефону можно сказать нечто, а затем отказаться от своих слов, то в случае с электронной почтой это невозможно.
Следует отметить также низкий уровень защищенности электронной почты по сравнению с другими средствами. Если обычное письмо в процессе доставки кто-нибудь вскрывал, это, как правило, заметно. Для прослушивания телефонных разговоров необходим доступ к средствам связи на одном из концов линии. Электронная почта идет по достаточно предсказуемому маршруту через различные компьютеры, защищенность которых может быть недостаточно высокой. Кроме того, существуют случаи, когда из-за ошибки сообщение невозможно доставить, и компьютер, не зная, что делать, доставляет его администратору почты. Администраторы, как правило, не вмешиваются в чужие дела и не передают такие сообщения кому попало, но, тем не менее, если вопрос защищенности стоит на одном из первых мест, попадание почты в чужие руки нежелательно. Существуют специальные программы повышения защиты, которые кодируют сообщения, пытаясь компенсировать недостаточную защищенность технических средств, но они используются лишь немногими. Итак, на защищенность электронной почты полагаться не стоит. При повышенных требованиях к секретности ею пользоваться не следует.
Ниже приведены некоторые рекомендации по ведению электронной корреспонденции.
- Не стоит доверять электронной почте то, что не хотелось бы сделать достоянием публики.
- Не нужно посылать оскорбительных и содержащих угрозы сообщений. Системный администратор может получить жалобы на отправителя подобных сообщений.
- Следует соблюдать осторожность с выражениями, допускающими различное толкование.
- Лучше устанавливать длину строки не более 60 символов. В этом случае оно сможет отобразиться на терминале любого типа.
- Для выразительности следует использовать оба регистра букв.
- Перед отправкой сообщения его желательно прочитать еще раз.