Немного о технологии
С самого своего появления Adobe Photoshop адресовался пользователям, занимающимся подготовкой печатных изданий. Поэтому разработчики всегда уделяли огромное внимание настройкам печати и ее современным технологиям. Многие новации в цветоделении и управлении цветом впервые были реализованы именно в Photoshop. Новая версия программы не является исключением из этой тенденции.
Процессы типографской печати требуют специальной обработки иллюстраций. Полутоновые одноцветные иллюстрации должны быть растеризованы, а цветные еще и подвергнуты цветоделению. Чаще всего в типографию макет поставляется на прозрачной пленке в натуральную величину. В последние годы все шире используется технология СТР (Computer to Plate), которая позволяет сразу получать офсетные формы, минуя промежуточную стадию пленок. Вывод документа осуществляется с помощью фотонаборных (imagesetter) или экспонирующих (platesetter) автоматов. В самом грубом приближении они похожи на лазерные принтеры, только лазер засвечивает не светочувствительный барабан, а фотопленку или фотоформу офсетной машины.
Все фотонаборные автоматы используют язык PostScript и имеют в несколько раз более высокое разрешение печати, чем лучшие принтеры (в среднем 3600 dpi). Это весьма дорогостоящие и сложные устройства, покупку которых может позволить себе далеко не каждое издательство. Поэтому для вывода оригинал-макетов, как правило, обращаются к услугам студий допечатной подготовки.
Хотя процедура вывода на фотонаборный автомат абсолютно аналогична выводу на PostScript-принтер, последующий типографский процесс предъявляет некоторые специфические требования. Нам придется обсудить их, прежде чем обратиться к рассмотрению возможностей Adobe Photoshop в подготовке изображений для печати.
Линейные растры
С линейными растрами вы уже неоднократно сталкивались как при подготовке изображений, так и в повседневной жизни. Растрирование применяется практически всеми цифровыми устройствами вывода – от мониторов до принтеров. Суть растрирования заключается в разбиении изображения на маленькие ячейки так называемой растровой сеткой. При этом каждая ячейка имеет сплошную заливку. Растровая сетка монитора разбивает изображение на пикселы, представляющие собой группу точек люминофора, а лазерный принтер или фотонаборный – на черные точки разного размера. Цветные принтеры и офсетные машины оперируют с несколькими монохромными растрами одновременно. При выводе на эти устройства параметры растрирования имеют решающее значение, поскольку они тесно связаны с их аппаратными возможностями. Именно они определяют возможные параметры растрирования и накладывают свои специфические ограничения.
Способ передачи полутонов в аналоговых (фотография) и цифровых (принтеры, типографские машины) процессах принципиально различен. Хотя в обоих случаях изображение образуется из очень маленьких элементов, разница заключается как в самих элементах, так и в их расположении. Черно-белая фотография строится из точек, разбросанных в случайном порядке и состоящих из разного количества молекулярного серебра в слое эмульсии. Они могут иметь различную оптическую плотность, т. е. свой оттенок серого. В цифровых методах печати использование отдельных красок для передачи каждого оттенка серого невозможно. Только представьте себе, сколько трудов надо затратить на настройку приводки и печать двухсот с лишним красок, и какой вид имела бы бумага уже после первых десяти прогонов! На практике используется всего одна краска – черная, полутона при этом передаются за счет растра. Если посмотреть на отпечатанное в типографии или на лазерном принтере изображение, нетрудно заметить, что оно состоит из множества мелких точек, которые называются растровыми. Наиболее часто точки располагаются регулярно, на одинаковом расстоянии друг от друга, формируя линейный растр или растровую сетку. Иногда применяется нерегулярное расположение растровых точек, тогда формируемый ими растр называется нерегулярным или стохастическим, а способ растрирования – ЧМ-растрированием (частотно-модулированным).
Примечание
При чтении этой главы не смешивайте термины растровое и растрированное изображение. Первый употребляется для того, чтобы подчеркнуть тип изображения, как состоящего из прямоугольной матрицы пикселов. Второй характеризует изображение как монохромное, а котором оттенки серого передаются с помощью растровых точек, объединяющих несколько пикселов.
В отличие от фотографии, растровая точка не может иметь какой-либо оттенок, – она всегда черная. Для передачи оттенков формируются растровые точки разных размеров. Более "жирные" из них, будучи напечатанными в соседних ячейках растровой сетки, оставляют между собой мало белого пространства. Это создает иллюзию темного оттенка цвета. Наоборот, небольшие точки, напечатанные с тем же интервалом, оставляют белой большую часть бумаги в пространстве между ними. Это вызывает ощущение светлого оттенка (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Имитация темных и светлых оттенков серого с помощью растра
Таким образом, воспроизведение полутонов типографским способом целиком и полностью построено на оптическом обмане. Глаз воспринимает градации серого на изображении, при печати которого "использовалась только черная краска, но не сплошной заливкой, а в виде отдельных точек.