Глоссарий
D
DAT – Digital Audio Tape – цифровая аудио лента – этот термин в компьютерной среде понимается как обозначение типа стримера с кассетами, формат которых был унаследован от цифровых аудио магнитофонов. Теперь формат кассет именно для стримеров этого типа называется DDS.
DDC – Display Data Channel – интерфейс обмена данными между компьютером и монитором. Существуют два варианта этого интерфейса:
- DDC 1 – односторонняя, от монитора к компьютеру, передача данных о модели монитора и параметрах поддерживаемых видеорежимов.
- DDC 2 – двусторонний обмен данными.
DDR SDRAM – Double Data Rate SDRAM – SDRAM с удвоенной скоростью обмена данными – новый вид памяти, наилучший по соотношению цена/качество. Как видно из названия, пропускная способность DDR SDRAM в два раза выше обычной. Несмотря на немного меньшую пропускную способность по сравнению с Rambus DRAM, она значительно дешевле ее.
DDS – Digital Data Storage – хранение цифровых данных – обозначение формата кассет для DAT стримеров.
DIMM – Dual In-line Memory Module – двухсторонний модуль памяти – конструктив модуля памяти, становящиеся с 1997 года фактическим стандартом для компьютеров. Имеет по 84 вывода с каждой стороны. Собственно память, размещенная на модуле, может быть как FPM или EDO так и SDRAM. Память в DIMM имеет разрядность 64 (с четностью 72) бита и может использоваться поодиночке, а не парами, как обычные SIMM.
Dynamic Range – динамический диапазон – характеристика качества аудио тракта. Измеряется в децибелах и показывает отношение уровня выходного сигнала при номинальной выходной мощности к уровню наименьшего слышимого звука. Такие параметры, как динамический диапазон и отношение сигнал/шум связаны между собой – не может быть у устройства высокое соотношение сигнал/шум и узкий динамический диапазон. Для высококачественных аудио устройств значение динамического диапазона не может быть хуже 95 dB.
DirectX – набор драйверов, образующий интерфейс между программами в среде Windows и аппаратными средствами. Развитие этого набора происходит непрерывно и сейчас выпущены следующие версии (каждая следующая включает в себя возможности предыдущих):
- DirectX 1.0 состоял из DirectDraw, DirectInput, DirectPlay и DirectSound.
- DirectX 2.0 – появился Direct3D.
- DirectX 3.0 – отмечен появлением в DirectInput специальной программы управления джойстиком и обновлением драйвера виртуального сопроцессора для поддержки MMX технологии. К DirectSound появился свой API.
- DirectX 3.0a имел небольшие корректировки в части поддержки MMX технологии.
- DirectX 3.0b содержал исправления ошибок, выявленных в японской версии Windows.
- DirectX 5.0 содержал ряд нововведений, таких как поддержку игровых контроллеров с обратной связью – feedback – (например, отдачей от стрельбы), новую панель управления для игровых контроллеров, существенно улучшенную поддержку технологии MMX и улучшенный интерфейс управления для пользователя. Этот набор изначально входил в состав Windows 98 и поддерживает в этой системе работу с несколькими мониторами одновременно.
- DirectX 5.2 содержит исправления некоторых мелких ошибок и новую версию DirectPlay.
- DirectX 6.0 включает в себя поддержку нескольких новых 3D функций, таких как однопроходное мультитекстурирование, сжатие текстур и т.п. Также повышено быстродействие драйверов набора и добавлена поддержка технологии 3DNow! фирмы AMD.
- DirectX 6.1 включает в себя новый API, названный DirectMusic.
- DirectX 7.0 отмечен такими нововведениями:
- в DirectDraw добавлена поддержка вывода на стерео дисплеи
- в Direct3D добавлена поддержка аппаратной трансформации объектов и их подсветки
- в DirectSound добавлена поддержка аппаратного управления голосовыми функциями
- в DirectInput добавлена поддержка единой модели Windows драйверов (WDM)
- в DirectPlay улучшена производительность
- DirectX 8.0 выпущен в ноябре 2000, и в него введены следующие усовершенствования:
- для упрощения разработки приложений совмещены входы в DirectDraw и Direct3D.
- для упрощения разработки приложений совмещены входы в DirectSound и DirectMusic.
- для большей реалистичности улучшено затенение объектов.
- в DirectInput улучшено отображение устройств для упрощения работы с ними.
- в DirectPlay улучшено масштабирование и производительность, а также добавлена поддержка передачи голоса
- в DirectShow добавлена поддержка формата Windows Media Audio и Video (WMA и WMV), а также введена поддержка редактирования аудио и видео файлов в реальном времени, т.е .timeline direct playback.
Кроме этого, в DirectX 8 версии фактически была завершена замена интерфейса Video for Windows на DirectShow и обновлены практически все аудио и видео кодеки Windows, которые до 8 версии в DirectX просто не входили.