Разъемные соединения
Соединение шпоночное состоит из вала, колеса и шпонки. Шпонка (рис. 236) представляет собой деталь призматической (шпонки призматические или клиновые) или сегментной (шпонки сегментные) формы, размеры которой определены стандартом. Шпонки применяют для передачи крутящего момента.
В специальную канавку-паз на валу закладывается шпонка. На вал насаживают колесо так, чтобы паз ступицы колеса попал на выступающую часть шпонки. Размеры пазов на валу и в ступице колеса должны соответствовать поперечному сечению шпонки.
Рис. 236
Рис. 237
- Размеры призматических шпонок определяются ГОСТ 23360-78;
- размеры соединений с клиновыми шпонками – ГОСТ 24068-80;
- размеры соединений с сегментными шпонками – ГОСТ 24071-80.
Шпонки призматические бывают обыкновенные и направляющие. Направляющие шпонки крепят к валу винтами; их применяют, когда колесо перемещается вдоль вала.
По форме торцов шпонки бывают трех исполнений:
- 1 – оба торца закруглены;
- 2 – один торец закруглен, второй – плоский;
- 3 – оба торца плоские.
Рабочими поверхностями у шпонок призматических и сегментных являются боковые грани, а у клиновых верхняя и нижняя широкие грани, одна из которых имеет уклон 1: 100.
Поперечные сечения всех шпонок имеют форму прямоугольников с небольшими фасками или скругленными. Размеры сечений шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала, а длина шпонок – в зависимости от передаваемых усилий.
Условные обозначения шпонок определяются стандартами и включают в себя: наименование, исполнение, размеры, номер стандарта. Пример условного обозначения шпонки:
- Шпонка 10 х 8 х 60 ГОСТ 23360-78 – призматическая, первого исполнения, с размерами поперечного сечения 10x8 мм, длина 60 мм.
Чертежи шпоночных соединений выполняются по общим правилам. Шпоночное соединение показывают во фронтальном разрезе осевой плоскостью (рис. 237). Шпонку при этом изображают неразрезанной, на валу выполняют местный разрез. Вторым изображением шпоночного соединения служит сечение плоскостью, перпендикулярной оси вала. Зазор между основаниями паза во втулке (ступице колеса) и шпонкой показывают увеличенным.
Соединение штифтами (рис. 238) – цилиндрическими или коническими – используется для точной взаимной фиксации скрепляемых деталей. Цилиндрические штифты обеспечивают неоднократную сборку и разборку деталей.
Шплинты применяют для ограничения осевого перемещения деталей (рис. 239) стопорения корончатых гаек.
Клиновые соединения (рис. 240) обеспечивают легкую разборку соединяемых деталей. Грани клиньев имеют уклон от 1/5 до1/40.