Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Работа с контроллерами

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Работа с музыкальным материалом в программе Cubase 32.5.0 › Работа с контроллерами
Рис. 5.36. Работа со штрихами в партии мелодической фигурации

Естественно, вышеописанные штрихи и их сочетания являются простейшими, но из них рождаются более сложные штрихи и сочетания штрихов. Реализация в ваших будущих партитурах всего штрихового многообразия будет зависеть только от вашего опыта и творческой фантазии.

Еще немного о контроллерах, которые наиболее часто применяются в корректировке записанной музыки.

Chorus Level – контроллер 91, эффект хоруса. На слух это звучит либо как расстройка одноголосного инструмента, например фортепиано, либо как одновременное звучание множества инструментов, создающее эффект хора. Основан этот эффект на переменной задержке сигналов. Происхождение эффекта от хорового звучания основано на том, что каждый исполнитель не в состоянии исполнить свою партию идеально одинаково со вторым. Этот эффект может значительно оживить звучание партии.

Modulation – контроллер 1, им задается глубина частотной модуляции. В живой музыке работу этого контроллера можно сравнить с естественной вибрацией голоса, скрипки и т. д. Но применение данного контроллера требует определенного слухового опыта и навыков. Попробуем продемонстрировать его работу на конкретном примере.

  • Запишите в двух 4/4 тактах четыре половинных ноты, например До, Ре, Ми, Фа первой октавы.
  • Выберите контроллер Modulation и нарисуйте примерно следующий график в окне контроллеров (рис. 5.37), не забудьте выставить соответствующие для плавного ведения графика значения Snap и Quant.

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Работа с музыкальным материалом в программе Cubase 32.5.0 › Работа с контроллерами
Рис. 5.37. График изменения значений котроллера Modulation

Brightness – контроллер 74, управляет ослаблением высокочастотных составляющих звука. Довольно специфический эффект, поэтому какие-либо определенные рекомендации дать невозможно. С этим контроллером необходимо поэкспериментировать. Чаще всего такой контроллер применяется для работы с электронными тембрами.

  • Harmonic Content – контроллер 71, управляет количеством гармоник данного звука. На слух это воспринимается как увеличение высокочастотных характеристик звука. Этот контроллер тоже требует экспериментального изучения.
  • Sustain Pedal, Hold 1 – контроллер 64, его действие подобно правой педали фортепиано, думаем, дальнейших пояснений не нужно.
  • Sustain Pedal – контроллер 66, та же самая педаль, но удерживает только те ноты, которые уже были нажаты к моменту включения контроллера.
  • Soft Pedal – контроллер 67, его действие аналогично действию левой педали фортепиано, т. е. приглушает или смягчает звуки при его включении.

Все вышеперечисленные контроллеры помогут вам оживить партию, только не забывайте, что все хорошо в меру.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.