Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Интерактивный синтезатор фраз

Интерактивный синтезатор фраз Interactive Phrase Synthsizer – очень мощный и достаточно сложный инструмент. У нас сложилось мнение, что до конца его возможности никому неизвестны. Самые очевидные возможности – это все функции арпеджиатора плюс любые обыгровки ваших аккордов, мелодий и т. п. С помощью Interactive Phrase Synthsizer можно получить что-то вроде импровизации, причем в любом ладу или по образцу стиля какого-нибудь композитора. Если вы не очень хорошо владеете клавишными инструментами, то в некотором смысле вы получите технически совершенного помощника. Конечно, научиться пользоваться Interactive Phrase Synthsizer можно только долго практикуясь. Поэтому мы только расскажем, как работают его блоки, а дальше вы сами решите, как его можно использовать в вашем творчестве.

Окно Interactive Phrase Synthesizer открывается одноименной командой из меню Panels и выглядит следующим образом.

Для того чтобы привести синтезатор Interactive Phrase Synthsizer (в дальнейшем IPS) в рабочее состояние, необходимо нажать Active в верхнем правом углу и один из переключателей – IPS А или IPS В. Эти два переключателя говорят о том, что на самом деле у нас не один IPS, а целых два, причем вы можете с ними работать по отдельности, настраивая каждый по-разному, а также одновременно с двумя. Для того чтобы начать работу с IPS, нужно записать какую-нибудь фразу в обычном окне аранжировки. Дальше с помощью команды Convert to IPS Phrase из меню Functions конвертируйте записанную фразу в IPS. Перед вами появится диалоговое окно Copy Part to Phrase (рис. 5.60), выберите в раскрывающемся списке позицию Empty и нажмите кнопку ОК – ваша фраза будет запомнена.

Теперь перейдем к изучению окна Interactive Phrase Synthsizer. Как вы уже обратили внимание, окно состоит из 12 условных блоков.

  • Phrase Input – в списке Phrase вы выбираете вашу записанную фразу, в списке Length – количество тактов, которые будете использовать в работе, в списке Notes – количество нот, а в поле Numbers – количество использованных нот. Последний параметр означает, что IPS назначает нотам свои порядковые номера, и с этим параметром мы советуем вам поэкспериментировать.
  • Interpreter – в списке Mode можно выбрать следующие режимы сортировки:
    • Sort Normal – IPS сортирует не только ноты, записанные вами во фразе, но и те ноты, которые вы будете играть на MIDI-клавиатуре, в данном случае ноты, приходящие с клавиатуры, будут заменять ноты, записанные во фразу, но в том же ритме. В этом режиме предпочтительно играть аккордами, потому что если в вашей фразе записано 6 нот, а вы сыграете 5 или 4, IPS на недостающие ноты сыграет паузу – какая нота превратится в паузу, зависит от сортировки нот во фразе и в нажатых аккордах;
    • Sort Replace – работает так же, как и предыдущая команда, только вместо пауз будет звучать первый номер из сортировки фразы;
    • Sort Skip – отсутствующий номер будет заменятся следующим по списку;
    • Transp. Ret. – фраза будет начинаться сначала каждый раз, как только будет нажата клавиша на MIDI-клавиатуре, но тональность фразы будет меняться в зависимости от нажатой клавиши;
    • Transpose Continue – останавливает игру при отпускании клавиши, а при нажатии начинает игру с того места, где остановился. Тональность меняется так же, как и в предыдущем варианте;
    • Mute Play – что-то звучит только тогда, когда нажатые клавиши совпадают с записанными по всем параметрам (высота, октава);
    • Repead – играются все нажатые вами клавиши, но только в ритме записанной вами фразы.

При нажатой кнопке Hold фраза всегда доигрывается до конца, даже если вы попытаетесь нажать еще какие-либо клавиши на MIDI-клавиатуре.
При нажатой кнопке Loop ваша фраза будет повторяться бесконечно, пока вы ее не выключите или не нажмете клавишу Пробел. Если эта кнопка будет нажата вместе с первой кнопкой, фраза будет повторяться бесконечно, вне зависимости от ваших действий на MIDI-клавиатуре.
Если нажата кнопка Retrigger, ваша фраза будет начинаться с начала при каждом нажатии на MIDI-клавиатуре.
При нажатии кнопки S игнорируются все другие установки.

  • MIDI Input – список Sort определяет, как IPS будет нумеровать события записанной вами фразы:
    • Loves Note – ноты сортируются в соответствии с высотой, т. е. самая низкая нота будет первой и т. д.;
    • Highest – все наоборот;
    • Lowest Velosity – сортировка от самой низкой ноты к самой высокой;
    • Highest Velosity – сортировка по громкости наоборот;
    • Last Note – ноты сортируются в порядке, обратном записанному;
    • First Note – сортировка происходит в порядке записанных нот;
    • Thru – если эта кнопка включена, вы слышите одновременно фразу и то, что вам захочется сыграть в этот момент; следующие два поля определяют диапазон, в котором IPS будет реагировать на вашу игру.
  • Modulator 1/2 – данные блоки работают одинаково, поэтому будут объединены в описании.
  • FO – при активизации этого списка появляется блок из 12 кнопок-переключателей:
    • первая – кнопка Off/On – включить/выключить функцию;
    • вторая читает список от начала к концу, в зависимости от параметра Freq (все дальнейшее – в такой же зависимости);
    • третья читает список от начала до конца, а потом обратно;
    • четвертая – переключения между двумя нотами с разной частотой;
    • пятая читает ноты от конца к началу;
    • шестая читает ноты в случайном порядке;
    • седьмая воспроизводит начало фразы, потом – конец фразы, потом – середину фразы и возвращается к началу фразы;
    • восьмая воспроизводит ноты от начала к концу, но в другом темпе;
    • девятая считывает ноты, начиная от средней ноты, то вправо, то влево;
    • десятая, одиннадцатая и двенадцатая – это надо послушать, лично для нас результат совершенно необъясним.

В поле Frequency – определяется скорость чтения фразы (в процентах).

  • В поле Ampl определяется амплитуда изменения модуляций от значения, установленного в поле Min, до значения, установленного вами в поле Ampl.
  • В списке Best вы можете выбрать те события, которые будут обрабатываться.
  • Блоки Dynamics, Pich и Rhythm – эти блоки можно считать блоками эффектов потому, что они ничего не меняют во фразе, а только добавляют новые виды обработки.
    Мы не будем описывать работу этих блоков, по знакомым уже терминам вы сами определите, что это такое. Да и честно говоря, читая руководство по программе и потом, сопоставляя полученные результаты с заявленными, мы много раз сталкивались с тем, что это не одно и то же.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.