Знакомимся с эффектами Delay и Echo
Эффект Multitap Delay
Диалоговое окно эффекта Multitap Delay (рис. 8.5) открывается командой Effects › Delay Effects › Multitap Delay.
Рис. 8.5. Диалоговое окно эффекта Multitap Delay
Эффект Multitap Delay – комбинация дилэя, эха, фильтра и реверберации (см. разд. 8.4).
На диаграмме в верхней части окна Multitap Delay наглядно отображается алгоритм обработки звука эффектом Алгоритм состоит из циклов Каждому циклу на графике соответствует линия со стрелкой на конце. Цифры, отображаемые у начала линии, означают смещение эха относительно исходного звука. Цифры над линией означают задержку сигнала в цепи обратной связи.
Представленный на рис. 8.5 алгоритм эффекта состоит из двух циклов. Например, в первом из них однократный дилэй формируется задержкой сигнала на 214 мс, а реверберация получается за счет подачи задержанного сигнала в цепь обратной связи, время задержки которой, в свою очередь, составляет 170 мс.
Не очень понятно? Ничего удивительного, ведь и сам эффект комплексный, сложный. Разобраться в нем поможет аналогия с классическим магнитофонным ревербератором. Если в ревербераторе есть две магнитные головки – записывающая и воспроизводящая, – то можно реализовать и простейший дилэй, и реверберацию. Пусть скорость движения ленты и расстояние между головками такие, что задержка сигнала составляет 214 мс. Дилэй реализуется, если на выход устройства подавать необработанный (входной) сигнал и сигнал, снятый с головки воспроизведения. Реверберация (или, в зависимости от величины задержки, многократное эхо) получится, если задержанный сигнал (меньшего уровня) возвращать на головку записи. При этом получится многократное эхо, но задержка между каждым "отражением" звука будет составлять также 214 мс. Теперь представим себе, что в воображаемый магнитофон добавлена еще одна записывающая головка. Причем от этой головки до воспроизводящей головки лента перемещается за 170 мс и на нее подается не входной сигнал, а сигнал с воспроизводящей головки (задержанный сигнал). Получится полный аналог схемы, представленной на рис. 8.5: однократная задержка на 214 мс и многократное эхо с повторением через 170 мс.
Иначе говоря, один цикл эффекта как бы соответствует магнитофону, имеющему две записывающие головки и одну воспроизводящую. На рис. 8.5 алгоритм состоит из двух циклов – это уже пять головок (общей является одна записывающая головка).
Всего может быть создано до 10 циклов, каждый с собственной задержкой, обратной связью и установками параметров фильтрации. Чтобы аппаратным путем с помощью магнитофона получить тот же результат, понадобилось бы 29 магнитных головок.
Если один цикл помещен внутрь другого, будет реализован многократный дилэй.
Выберите вариант схемы эффекта в списке Presets. После этого в списке Delay Units отобразятся параметры каждого из циклов задержки. С помощью регуляторов группы Delay или соответствующих им полей ввода можно подстроить следующие параметры каждого цикла:
- Offset – смещение относительно исходного звука;
- Delay – задержка в цепи обратной связи;
- Feedback – глубина обратной связи.
Изменение положений двух первых регуляторов отображается на графиках циклов. Отметим, что все регуляторы, поля ввода и другие опции управляют параметрами текущего цикла – того, который в данное время выделен в списке Delay Units.
Очередную строку в этот список добавляют нажатием кнопки Add New. Если уже существовал хотя бы один цикл, то вновь созданный цикл будет иметь те же параметры. Если не существовало ни одного цикла, то после нажатия кнопки Add New нужно еще щелкнуть на любом элементе группы Delay, чтобы появился график цикла.
Чтобы удалить цикл, надо выделить его в списке Delay Units и нажать кнопку Remove.
Флажок Allpass Feedback следует устанавливать для предотвращения возникновения постоянной составляющей в обработанном эффектом сигнале.
В группах Low-Cut Filter и High-Cut Filter содержатся поля, в которых вводят частоту среза (Cutoff) и усиление (Boost) фильтра, вырезающего нижние частоты (Low-Cut Filter), и фильтра, вырезающего верхние частоты (High-Cut Filter), соответственно. Правда, если в полях Boost ввести значения, превышающие 0, то соответствующие частоты будут не вырезаться, а усиливаться. Но мы не рекомендуем этого делать потому, что может возникнуть явление, аналогичное самовозбуждению акустической системы: уровень каждого очередного задержанного сигнала будет выше, чем предыдущего. Иногда для получения эффекта незатухающего и даже возрастающего эха со специфическим тембром, возможно, вы и захотите ввести в полях Boost положительные числа. Заметим, однако: чтобы смоделировать самовозбуждение акустической системы, можно установить значение параметра Feedback, превышающее 100%.
Переключателями Left Only, Right Only и Discrete Stereo и т. п. выбираются обрабатываемые каналы – левый, правый, оба канала, а также их комбинации с учетом различных алгоритмов обработки сигналов (сложение, вычитание, инвертирование).
Описывать словами алгоритмы обработки, предусмотренные в списке Presets, – совершенно безнадежное дело.
В файле EX08_03.WAV в качестве примера сохранен сигнал, получившийся в результате обработки файла EX07_01.WAV эффектом Multitap Delay с параметрами, соответствующими рис. 8.5.