Введение
Книга посвящена Adobe® Audition – программе, принадлежащей к числу наиболее мощных звуковых редакторов. Здесь мы рассмотрели применение программы для записи и обработки высококачественного звукового сопровождения для цифрового видео. Предшественниками Adobe® Audition являются программы Cool Edit и Cool Edit Pro. Все лучшее из этих программ сохранено в Adobe® Audition, кроме того, здесь появились новые средства обработки звука.
В своих книгах мы много раз обращались к различным версиям Cool Edit. В книге [2] вместе с начинающими компьютерными музыкантами мы впервые совершили попытку освоения принципиально важных возможностей Cool Edit 96. Оценив удобство, надежность, высокое качество функционирования программы, а также высочайшую степень насыщенности ее самыми современными методами и алгоритмами обработки аудиосигналов, в книге [8] мы довольно подробно рассказали о приемах работы с Cool Edit Pro 1.2. Эта версия принципиально отличалась от предшествующих: в ней впервые в качестве "программы в программе" появился мультитрековый редактор. Очень наглядно, просто и, вместе с тем, эффективно организовано в Cool Edit Pro 1.2 выполнение всех операций и с отдельными аудиофайлами (запись, монтаж, шумоподавление, динамическая обработка, фильтрация, обработка эффектами), и с группой файлов-блоков (монтаж на параллельных треках, панорамирование, достижение баланса уровней громкости, сведение в стереотрек).
Новые эффекты, обработки, средства управления процессом преобразования оцифрованного звука появились в Cool Edit Pro 2. Поэтому в свое время мы выпустили книгу [10], содержащую подробное описание интерфейса и методик применения этой программы. Тираж книги был распродан, и мы начали готовить ее второе издание, планируя дополнить материал описанием новых возможностей версии Cool Edit Pro 2.1. Однако к этому моменту выяснилось, что программа сменила своего владельца и имя: теперь она называется Adobe® Audition, а правами на нее обладает известнейшая фирма Adobe Systems Incorporated (http://www.adobe.com).
Таким образом, мы предлагаем вашему вниманию книгу о самой свежей (на момент завершения работы над рукописью) версии программы, которая под новым именем, вероятно, станет еще популярнее.
Тот факт, что права на мощный звуковой редактор приобрела фирма, широко известная по программам для работы с изображением, на наш взгляд, означает наличие интереса у профессионалов и любителей к повышению качества звука, сопровождающего цифровое видео.
В этой книге возможности программы рассматриваются в процессе работы над конкретным проектом. В качестве такового мы выбрали видеоролик, содержащий саундтрек. Мы выполнили запись звука с микрофона двумя способами: на видеокамеру (речь, синхронная по отношению к изображению) и непосредственно в файл программы Adobe® Audition (дикторский текст, поясняющий независимо смонтированный видеоряд). В каждой из глав книги мы последовательно рассказываем и показываем на примерах, как улучшить этот исходный материал за счет применения ряда обработок и эффектов, имеющихся в программе. Все ключевые промежуточные результаты преобразований сохранены в файлах, которые вы найдете на диске, сопровождающем книгу.
Книга не является полным описанием Adobe® Audition. Тем читателям, которые захотят научиться применять все без исключения функции программы, мы рекомендуем обратиться к книгам [10, 12] и статьям [47, 48]. На сайте http://petelin.ru и на диске, сопровождающем книгу, вы найдете также статью "Cool Edit Pro 2.1 и Adobe Audition – близнецы-братья", описывающую отличие Adobe Audition от Cool Edit Pro 2.
Примечание
Таким образом, полным описанием Adobe Audition является книга "Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства" [10], дополненная статьей "Cool Edit Pro 2.1 и Adobe Audition – близнецы-братья".
Особенности программы, о которых нужно помнить
Для того чтобы эффективно применять программу Adobe Audition в своем творчестве, нужно иметь представление о ее некоторых принципиальных особенностях. Рассмотрим их.
Программа Adobe Audition предназначена для работы с оцифрованным звуком, т. е. аналоговые звуковые волны должны быть предварительно преобразованы (сэмплированы) в последовательность двоичных цифровых отсчетов. Такое преобразование осуществляется в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). В результате работы АЦП получается цифровой образ звука, – то, что по-английски называется Waveform (волновая форма). Волновые формы хранятся на жестком диске в файлах различных форматов. Чаще всего это файлы с расширением имени WAV. Таким образом, когда вы "собираете" в Adobe Audition аудиокомпозицию, WAV-файлы служат стандартными элементарными блоками, кирпичиками.
В Adobe Audition есть два принципиально различных режима работы: редактирование отдельных волновых форм и совместное мультитрековое редактирование совокупности волновых форм. У каждого из режимов есть свое главное меню и свое главное окно: Edit Waveform View и Multitrack View – два различных по назначению звуковых редактора, объединенных в функциональный комплекс. Важно понимать, что операции редактирования, выполняемые в режиме Edit Waveform View (подобные вырезке, вставке и обработке эффектами), по своей сути являются разрушающими, и когда вы сохраняете файл, изменения вносятся непосредственно в волновую форму. Редактирование, выполненное в Multitrack View (перенос, состыковка волновых форм, изменение громкости, панорамы, параметров эффектов реального времени и т. п.), является неразрушающим.
Функция многократной отмены Undo дает вам свободу при работе над волновыми формами. Не стоит переживать о том, что самый интересный результат творчества вдруг может оказаться безвозвратно утраченным. Однако за свободу приходится платить. В данном случае возможность многократной отмены операций достигается ценой затрат дисковой памяти. Правда, все автоматически созданные копии будут также автоматически и удалены с жесткого диска, когда вы закроете файл или выйдете из программы. Но непосредственно в процессе работы с Adobe Audition нужно иметь на диске много свободного места. Впрочем, вы можете ограничить максимальное число уровней Undo или вовсе отключить эту функцию, если есть проблемы с дисковым пространством.
Во многих музыкальных редакторах, имеющих средства обработки аудиоданных, предусмотрены два варианта использования эффектов: применение эффекта в реальном времени и пересчет звуковых данных. Первый вариант удобнее, поскольку вы регулируете параметры эффекта и тут же слышите результат. Однако для этого требуется высокопроизводительный компьютер. Применение эффекта путем пересчета позволяет обрабатывать звуковые данные с помощью относительно "слабого" компьютера, но процесс обработки может продолжаться десятки минут. Поневоле не захочешь лишний раз вносить улучшения, пробовать что-нибудь новенькое.