Знакомимся с эффектом Reverb
Имитатор акустики помещений Echo Chamber
Некогда для создания различных эффектов, основанных на задержке сигнала, радиостудии и солидные концертные залы содержали эхо-камеры. Эхо-камера представляет собой комнату с сильно отражающими стенами, в которую помещены источник звукового сигнала (громкоговоритель) и приемник (микрофон). По сути дела, такая эхо-камера является уменьшенной моделью реального зрительного зала, в котором, к сожалению, не всегда удается создать необходимую акустическую атмосферу. В эхо-камере с трудом, но можно в некоторых пределах управлять распределением интенсивностей и времен распространения переотраженных сигналов, устанавливая отражающие или поглощающие звук перегородки.
Преимущество эхо-камеры состоит в том, что затухание звука происходит в ней естественным путем (что очень трудно обеспечить другими способами). Недостатки эхо-камер связаны с их относительно малыми размерами, при этом вследствие собственных резонансов спектр сигнала искажается в области средних частот. Определенную проблему представляет надежная звукоизоляция помещения эхо-камеры. Но самое главное заключается в том, что эхо-камера не может служить распространенным инструментом получения эффектов задержки, т. к. она слишком громоздка и дорога.
Что же делать тем музыкантам, которые хотели бы применять в своем творчестве эхо-камеру, но не имеют такой возможности? Убедительный ответ на этот вопрос содержится в программе Adobe Audition, где есть встроенная эхо-камера (разумеется, не само гулкое помещение, а его математическая модель). Для чего понадобилось это делать? Эхо-камера принципиально отличается от всех остальных устройств тем, что реверберация в ней настоящая: трехмерная, объемная. Во всех же остальных устройствах это и не реверберация даже, а ее жалкое, плоское, двумерное (а то и одномерное) подобие. Модель эхо-камеры позволяет воссоздавать акустику любого помещения. Она даже лучше настоящей эхо-камеры, потому что позволяет оперативно изменять размеры моделируемого помещения и отражающие свойства стен, пола, потолка. Более того, это не одна, а как бы две эхо-камеры с отдельно устанавливаемыми координатами источников и приемников звука.
Отметим также, что подобный эффект реализован в виде плагина к программам Cakewalk Pro Audio и SONAR [11].
Диалоговое окно Echo Chamber, открываемое командой Effects › Delay Effects › Echo Chamber, показано на рис. 8.12.
Рис. 8.12. Диалоговое окно Echo Chamber
Предназначено для моделирования распространения звука в трехмерном помещении.
Рассмотрим назначение опций окна Echo Chamber.
В группе Room Size (feet) задаются размеры комнаты (в футах): Width (Ширина), Length (Длина) и Height (Высота).
В группе Settings (Установки) задается интенсивность (Intensity) и количество моделируемых отражений (Echoes).
В группе Damping Factors задаются коэффициенты поглощения материалов, из которых сделаны стены, пол и потолок:
- Left – для левой стены;
- Right – для правой стены;
- Back – для задней стены;
- Front – для передней стены;
- Floor – для пола;
- Ceiling – для потолка.
В поле Damping Frequency вводится верхняя граничная частота обрабатываемого спектра сигнала. Частоты, превышающие ее, подавляются.
В группе Signal and Microphone Placement (feet) задается расположение в виртуальной комнате источника сигнала (столбцы Source Signal), а также микрофона или слушателя (столбцы Microphone). Вернее было бы сказать, что источник не один, а два – сигналы от исходных левого и правого каналов. Да и микрофонов (ушей слушателя) имеется тоже два, и можно задать расположение каждого из них тремя координатами:
- Dx From Left Wall – расстояние от левой стены;
- Dx From Back Wall – расстояние от задней стены;
- Dx Above Floor – высота над полом.
Флажок Mix Left/Right Into Single Source позволяет объединять исходные левый и правый каналы в единственный точечный источник звука.
В файле EX08_05.WAV в качестве примера сохранен сигнал, получившийся в результате обработки файла EX07_01.WAV эффектом Echo Chamber при различных значениях параметров эффекта.