Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Выполнение основных операций в Cubase SX

Запись MIDI-трека

Запись MIDI-композиции можно осуществлять различными способами, но удобнее всего делать это с помощью MIDI-клавиатуры. Это и быстрее и позволяет сохранить стиль исполнителя. Без MIDI-клавиатуры вам вряд ли удастся придать звучанию произведения "драйв", характерный для мастерской игры "в живую".

Запись можно начинать с любого трека, выбранного вами. Для этого следует в поле необходимого трека нажать маленькую кнопку Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX (Record Enable). Кнопка окрасится в красный цвет.

Наигрывать партии композиции на MIDI-клавиатуре удобно под метроном (см. разд. 2.8).

Локаторы

В программе Cubase SX имеются локаторы, выполняющие различные функции. Этих локаторов два – левый и правый (Left Locator, Right Locator). Если вы нажимаете на транспортной панели кнопку Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX (Record), когда программа находится в режиме останова, то запись начнется от места, обозначенного левым локатором. Положения локаторов указаны графически на линейке в верхней части окна проекта Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX (локатор можно перемещать вдоль линейки, ухватившись за него курсором мыши), а также цифрами в левой части транспортной панели (рис. 1.46).

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX
Рис. 1.46. Фрагмент транспортной панели. Индикатор положения локаторов

Существует также способ точной установки локатора. В программе Cubase SX любые цифровые поля (в том числе и поля значений локаторов) менять очень просто: щелчок в этом поле левой кнопкой мыши делает поле доступным для редактирования. Чтобы увеличить или уменьшить значение, воспользуйтесь клавишами вверх и вниз.

Для того чтобы начать запись "сначала", то есть с первого такта, установите левый локатор в положение 0001.01.01.000, что означает "первый такт, первая четвертная доля, первая четвертая часть первой доли, нулевой тик".

Музыкальное время в Cubase SX

В Cubase SX счет музыкального времени организован своеобразно. Рассмотрим для примера показания счетчика, который находится на транспортной панели и отображает положение указателя текущей позиции (рис. 1.47).

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX
Рис. 1.47. Фрагмент транспортной панели. Счетчик указателя текущей позиции

Счет времени ведется следующим способом:

  1. Подсчитываются такты, и их количество отображается числом, расположенным слева от левой точки (в примере на рис. 1.46 это число составляет 6064). На первый взгляд кажется, что в проекте может быть не более 9999 тактов. На самом деле это не так. По мере необходимости в счетчике тактов появляются дополнительные разряды.
  2. Внутри каждого такта подсчитываются доли (в примере на рис. 1.46 это число составляет 03). Количество долей в такте определяется тем, какой музыкальный размер вы зададите (дробь в правой области транспортной панели), максимальное разрешенное число долей составляет 16.
  3. Внутри каждой доли подсчитываются части долей (в примере на рис. 1.46 это число составляет 01). Каждая четвертная доля автоматически делится на 4 части, восьмая – на 2, шестнадцатая доля на части неделима (в ней заключена ровно одна часть).
  4. Каждая часть доли в свою очередь делится на 120 тиков (в примере на рис. 1.46 это число составляет 038). Счет тиков ведется от 0 до 119. Таким образом, на шестнадцатую долю приходится 120 тиков, а на четвертную – 480.

Такая организация счета музыкального времени поначалу иногда вводит в заблуждение: некоторые пользователи воспринимают обе правые группы цифр как количество тиков. Игнорируя правую точку, такие пользователи могли бы запись, приведенную в примере (01.038 – первая часть, 38 тиков), истолковать абсолютно неправильно как 1038 тиков. Нам даже как-то встретилась публикация, автор которой, вероятно, не разобравшись с показаниями счетчика, утверждает, что в Cubase максимальная разрешающая способность секвенсора составляет более 15 тысяч тиков на четверть. Это совершенно неверно. Разрешающая способность Cubase SX равна 480 тикам на четверть.

Теперь в правой части транспортной панели установите нужный музыкальный темп и размер (в полях, расположенных справа от кнопок Click и Master). Размер устанавливается в традиционном формате, например, 3/4, 6/8, 2/2 и т. п. Темп устанавливается в стандартных единицах "количество долей в секунду".

Для того чтобы легче было сыграть отрывок ровно, нажмите кнопку Click на панели управления. В этом случае метроном будет "отбивать" каждую долю такта. Для того чтобы быстро, "на ходу" включать или выключать кнопку Click, можно просто нажимать клавишу С.

Первая попытка записи с MIDI-клавиатуры

Итак, MIDI-трек выбран, левый локатор установлен, метроном подготовлен, можно начинать запись.

Приступайте к записи, нажав на транспортной панели кнопку Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX (Record). Наиграйте задуманную вами партию на МIDI-клавиатуре.Для завершения записи фрагмента нажмите на транспортной панели кнопку Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Основы, без которых не обойтись › Выполнение основных операций в Cubase SX (Stop), либо на компьютерной клавиатуре нажмите Spacebar. Записанные MIDI-сообщения появятся на MIDI-треках в объектах, которые в терминологии Cubase SX называются частями. О частях мы будем говорить еще не один раз. Пока что для простоты можете считать, что в результате записи вы заполнили MIDI-сообщениями некоторые фрагменты MIDI-треков.

Если вам не понравилось то, что вы записали (а в самый первый раз так оно, вероятно, и будет), можно отменить результаты записи. Для этого в меню Edit выберите пункт Undo или нажмите комбинацию клавиш CTRL + Z. Сыграйте на MIDI-клавиатуре поочередно все партии. Помните, что вам не обязательно записывать музыкальное произведение целиком. Его можно "собрать по частям" из отдельно записанных и отредактированных фрагментов.

Записанные партии нужно отредактировать, устранив ошибки. Затем следует разнести виртуальные источники звука по стереопанораме и добиться необходимого баланса в совместном звучании партий композиции для каждого трека. Можно обработать некоторые MIDI-треки эффектами (например, реверберацией и хорусом), но особенно увлекаться этим не следует. В дальнейшем вам, скорее всего, захочется переписать партии с MIDI-треков на аудиотреки с тем, чтобы уже к ним применить гораздо более разнообразные и интересные аудиоэффекты. Поэтому предпочтительнее оставлять исходные MIDI-треки "сухими": без каких-либо обработок.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.