Выполнение основных операций в Cubase SX
Запись MIDI-трека
Запись MIDI-композиции можно осуществлять различными способами, но удобнее всего делать это с помощью MIDI-клавиатуры. Это и быстрее и позволяет сохранить стиль исполнителя. Без MIDI-клавиатуры вам вряд ли удастся придать звучанию произведения "драйв", характерный для мастерской игры "в живую".
Запись можно начинать с любого трека, выбранного вами. Для этого следует в поле необходимого трека нажать маленькую кнопку (Record Enable). Кнопка окрасится в красный цвет.
Наигрывать партии композиции на MIDI-клавиатуре удобно под метроном (см. разд. 2.8).
Локаторы
В программе Cubase SX имеются локаторы, выполняющие различные функции. Этих локаторов два – левый и правый (Left Locator, Right Locator). Если вы нажимаете на транспортной панели кнопку (Record), когда программа находится в режиме останова, то запись начнется от места, обозначенного левым локатором. Положения локаторов указаны графически на линейке в верхней части окна проекта (локатор можно перемещать вдоль линейки, ухватившись за него курсором мыши), а также цифрами в левой части транспортной панели (рис. 1.46).
Рис. 1.46. Фрагмент транспортной панели. Индикатор положения локаторов
Существует также способ точной установки локатора. В программе Cubase SX любые цифровые поля (в том числе и поля значений локаторов) менять очень просто: щелчок в этом поле левой кнопкой мыши делает поле доступным для редактирования. Чтобы увеличить или уменьшить значение, воспользуйтесь клавишами вверх и вниз.
Для того чтобы начать запись "сначала", то есть с первого такта, установите левый локатор в положение 0001.01.01.000, что означает "первый такт, первая четвертная доля, первая четвертая часть первой доли, нулевой тик".
Музыкальное время в Cubase SX
В Cubase SX счет музыкального времени организован своеобразно. Рассмотрим для примера показания счетчика, который находится на транспортной панели и отображает положение указателя текущей позиции (рис. 1.47).
Рис. 1.47. Фрагмент транспортной панели. Счетчик указателя текущей позиции
Счет времени ведется следующим способом:
- Подсчитываются такты, и их количество отображается числом, расположенным слева от левой точки (в примере на рис. 1.46 это число составляет 6064). На первый взгляд кажется, что в проекте может быть не более 9999 тактов. На самом деле это не так. По мере необходимости в счетчике тактов появляются дополнительные разряды.
- Внутри каждого такта подсчитываются доли (в примере на рис. 1.46 это число составляет 03). Количество долей в такте определяется тем, какой музыкальный размер вы зададите (дробь в правой области транспортной панели), максимальное разрешенное число долей составляет 16.
- Внутри каждой доли подсчитываются части долей (в примере на рис. 1.46 это число составляет 01). Каждая четвертная доля автоматически делится на 4 части, восьмая – на 2, шестнадцатая доля на части неделима (в ней заключена ровно одна часть).
- Каждая часть доли в свою очередь делится на 120 тиков (в примере на рис. 1.46 это число составляет 038). Счет тиков ведется от 0 до 119. Таким образом, на шестнадцатую долю приходится 120 тиков, а на четвертную – 480.
Такая организация счета музыкального времени поначалу иногда вводит в заблуждение: некоторые пользователи воспринимают обе правые группы цифр как количество тиков. Игнорируя правую точку, такие пользователи могли бы запись, приведенную в примере (01.038 – первая часть, 38 тиков), истолковать абсолютно неправильно как 1038 тиков. Нам даже как-то встретилась публикация, автор которой, вероятно, не разобравшись с показаниями счетчика, утверждает, что в Cubase максимальная разрешающая способность секвенсора составляет более 15 тысяч тиков на четверть. Это совершенно неверно. Разрешающая способность Cubase SX равна 480 тикам на четверть.
Теперь в правой части транспортной панели установите нужный музыкальный темп и размер (в полях, расположенных справа от кнопок Click и Master). Размер устанавливается в традиционном формате, например, 3/4, 6/8, 2/2 и т. п. Темп устанавливается в стандартных единицах "количество долей в секунду".
Для того чтобы легче было сыграть отрывок ровно, нажмите кнопку Click на панели управления. В этом случае метроном будет "отбивать" каждую долю такта. Для того чтобы быстро, "на ходу" включать или выключать кнопку Click, можно просто нажимать клавишу С.
Первая попытка записи с MIDI-клавиатуры
Итак, MIDI-трек выбран, левый локатор установлен, метроном подготовлен, можно начинать запись.
Приступайте к записи, нажав на транспортной панели кнопку (Record). Наиграйте задуманную вами партию на МIDI-клавиатуре.Для завершения записи фрагмента нажмите на транспортной панели кнопку (Stop), либо на компьютерной клавиатуре нажмите Spacebar. Записанные MIDI-сообщения появятся на MIDI-треках в объектах, которые в терминологии Cubase SX называются частями. О частях мы будем говорить еще не один раз. Пока что для простоты можете считать, что в результате записи вы заполнили MIDI-сообщениями некоторые фрагменты MIDI-треков.
Если вам не понравилось то, что вы записали (а в самый первый раз так оно, вероятно, и будет), можно отменить результаты записи. Для этого в меню Edit выберите пункт Undo или нажмите комбинацию клавиш CTRL + Z. Сыграйте на MIDI-клавиатуре поочередно все партии. Помните, что вам не обязательно записывать музыкальное произведение целиком. Его можно "собрать по частям" из отдельно записанных и отредактированных фрагментов.
Записанные партии нужно отредактировать, устранив ошибки. Затем следует разнести виртуальные источники звука по стереопанораме и добиться необходимого баланса в совместном звучании партий композиции для каждого трека. Можно обработать некоторые MIDI-треки эффектами (например, реверберацией и хорусом), но особенно увлекаться этим не следует. В дальнейшем вам, скорее всего, захочется переписать партии с MIDI-треков на аудиотреки с тем, чтобы уже к ним применить гораздо более разнообразные и интересные аудиоэффекты. Поэтому предпочтительнее оставлять исходные MIDI-треки "сухими": без каких-либо обработок.