Выполнение основных операций в Cubase SX
Выбор портов ввода и вывода
Для выбора порта ввода звуковых данных служит раскрывающийся список (Input Routing), расположенный на панели инспектора.
В зависимости от формата аудиотрека (моно или стерео) стереофонические порты могут быть логически разбиты на два монофонических:
- Источник звука левого канала.
- Источник звука правого канала.
Стереофоническому источнику звука должен соответствовать стереофонический аудиотрек. А если вы ведете запись с помощью единственного монофонического микрофона, то не обязательно выбирать стереофонический формат трека. Звук все равно будет монофоническим, а такой трек займет файл удвоенного объема по сравнению с монофоническим вариантом. Для переключения формата трека с монофонического на стереофонический и наоборот следует воспользоваться кнопкой Stereo Switch, расположенной на панели инспектора. Вид кнопки изменяется: означает, что включен монофонический формат, – стереофонический.
Но не спешите расстраиваться по поводу монофоничности фонограммы записанного голоса. Даже в профессиональных студиях вокал, как правило, записывается в монофоническом формате. Чтобы выполнить стереозапись голоса, нужны особые условия и либо пара определенным образом расположенных идентичных микрофонов, либо специальный стереомикрофон. Монофонический формат трека никогда не Поздно преобразовать в стереофонический, но делать этого вам, скорее всего, не придется, так как придать записи объемное псевдостереофоническое звучание можно с помощью обработки эффектами, основанными на задержке сигнала. Об этом написано в главе 13.
Для того чтобы звуковые данные с трека поступали на определенное устройство воспроизведения, необходимо выбрать соответствующий порт вывода. На данном этапе обучения работе с Cubase SX просто убедитесь, что в списке (Output Routing) выбрана основная шина виртуальный порт вывода, обозначаемый буквами BUS 1.
Значения некоторых параметров, отвечающих за качество записи и воспроизведения звука, выбираются в окне Project Setup, которое открывается командой Project › Project Setup. Выбор устройств воспроизведения звука осуществляется в окне Device Setup (команда Devices › Device Setup). Формат звуковых данных (от стерео до 5.1) выбирают в окне VST Master Setup (команда Devices › VST Master Setup). С помощью опций этих окон производится утонченное конфигурирование канала цифрового звука. Но это уже высший пилотаж. Для первоначального же освоения технологии записи звука вполне достаточно будет значений параметров, которые предусмотрены по умолчанию.
Настройка уровня сигнала
Последнее, что осталось сделать до начала записи, – установить уровень сигнала, поступающего на аналого-цифровой преобразователь звуковой карты. О теоретических основах измерения уровня сигнала мы рассказали в разд. 1.11.1. Сейчас пришло время практики. С помощью микшера звуковой карты вам следует произвести необходимую коммутацию и установить оптимальный уровень входного сигнала. Пытаться подробно описывать эту процедуру нет смысла, так как звуковые карты и соответствующие им драйверы микшеров могут быть самыми разными. Контролируется уровень с помощью измерителя уровня сигнала программы Cubase SX (рис. 1.26).
После завершения всех подготовительных операций наконец-то можно и приступить непосредственно к записи звука на аудиотрек.
В поле трека (или на панели инспектора) окна Cubase SX Project нажмите маленькую кнопочку (Enable Record), она окрасится в красный цвет, что означает готовность трека к записи. После этого певец должен прочистить горло, устроиться удобнее перед микрофоном, набрать в легкие воздух и ждать, когда вы нажмете кнопку (Record) на транспортной панели программы Cubase SX. Нажимайте! Поле трека стало красным. Зазвучал аккомпанемент, песня полилась.
Итак, мы рассказали начинающим компьютерным музыкантам о том, как выполнить самые необходимые операции: подключить MIDI-клавиатуру и микрофон к звуковой карте, загрузить, сохранить и воспроизвести файл с проектом, записать MIDI- и аудиотреки. А теперь приступим к детальному изучению возможностей программы Cubase SX.