Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Сведение

Сведение – процесс формирования законченной композиции из многодорожечного проекта. Причем занятие это, безусловно, творческое. Однако за годы существования звукозаписи выработались некие рекомендации, в соответствии с которыми следует выполнять сведение. Этой проблеме можно было бы посвятить отдельную книгу, причем желательно, чтобы ее авторами были несколько звукорежиссеров, продюсеров, инженеров, обладающих многолетним опытом работы в сфере звукозаписи. Только в этом случае можно было бы получить более-менее объективное руководство по сведению. Но пока такой книги нет. Разумеется, мы не берем на себя смелость рассчитывать, что данная глава сможет ее заменить. Она адресована музыкантам, готовящим demo-запись в своей домашней студии на базе Cubase SX. Ее следует воспринимать как набор самых общих рекомендаций, выполнение которых позволит избежать грубых ошибок.

Если в проекте задействованы аппаратные синтезаторы или программные синтезаторы, работающие в качестве самостоятельных приложений (не являющихся плагинами VSTi и не подключенные к Cubase SX по протоколу ReWire), то перед сведением соответствующие партии следует переписать на отдельные аудиотреки.

Запись партий аппаратных синтезаторов осуществляется точно так же, как и запись любых внешних по отношению к компьютеру источников звука.

  • Линейный или цифровой выход внешнего синтезатора коммутируется с линейным или цифровым входом звуковой карты (если это еще не было сделано).
  • В проекте Cubase SX создается аудиотрек, он подготавливается к записи аудиоданных с того порта, к которому подключен синтезатор.
  • MIDI-трек, управляющий внешним синтезатором, переключается в режим Solo.
  • Проект запускается на воспроизведение (звучит только партия внешнего синтезатора), выполняется регулирование уровня записываемого сигнала.
  • Проект переключается в режим записи.

Вряд ли отдельные партии внешнего синтезатора следуют сквозь весь проект. Поэтому чтобы не расходовать дисковое пространство попусту, следует пользоваться режимами punch in и punch out (см. разд. 4.4.3, подраздел "Способы переключения программы в режим записи").

С внешними программными синтезаторами дело обстоит несколько проще. Обычно в них имеются средства экспорта воспроизводимого ими сигнала в звуковой файл. Такое средство, например, имеется в программном сэмплере Gigastudio. Важно проследить, чтобы формат экспортируемого звукового файла был таким же, как у остальных файлов проекта Cubase SX (см. разд. 2.11). Если это невозможно, то должны совпадать хотя бы частоты сэмплирования. Потом звуковой файл с партией внешнего программного синтезатора можно импортировать в проект Cubase SX командой главного меню File › Import › Audio File или средствами окна Pool (см. разд. 12.4).

Есть ли смысл перебрасывать партии VSTi на аудиотреки? Особого смысла нет. Это следует делать лишь в том случае, когда нужно освободить ресурсы процессора для других VSTi и эффектов. При этом, естественно, возрастет нагрузка на дисковую систему. В Cubase SX имеется индикатор загрузки процессора и дисков, вызываемый командой главного меню Devices › VST Performance. С его помощью вы всегда можете держать ситуацию под контролем.

Важный вопрос – использовать ли эффекты и обработки, встроенные во внешний синтезатор? Вопрос актуален потому, что качество эффектов в аппаратных синтезаторах, как правило, превосходит качество эффектов, реализуемых посредством VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX. Если речь идет об эффектах, которые уместно использовать в режиме вставки (хо-рус, флэнжер, дистошн и др.), то их использовать можно смело. Эффекты, которые обычно используются в качестве эффектов параллельного действия и формируют акустическое пространство композиции (реверберация, задержка), должны быть едиными для разных треков проекта. То есть от реверберации, задержки и др. эффектов, реализованных в синтезаторе, иногда лучше отказаться в пользу менее качественных VST-плагинов.

Если в дальнейшем вы предполагаете воспользоваться услугами профессиональной студии, то от эффектов синтезатора следует однозначно отказаться. Свой материал вы все равно понесете в студию в "сухом" виде (аудиотреки без каких-либо обработок).

Вокальные партии имеет смысл почистить от шумов. Если для записи вокала использовать хороший конденсаторный микрофон (например, Nevaton МС 416), качественные предусилитель и звуковую карту, а запись проводить в более-менее заглушенном помещении, то шума аппаратуры как такового фактически не будет. Останется удалить шумы, издаваемые самим вокалистом в паузах между фразами или непосредственно во время исполнения. Делать это лучше с помощью специализированного звукового редактора, например, Cool Edit Pro 2. Может возникнуть вопрос – как передать звуковые сообщения из Cubase SX во внешний звуковой редактор? Это как раз не проблема. Ведь все звуковые файлы, используемые в проекте, хранятся в соответствующем каталоге в папке Audio. Однако прежде чем приступать к редактированию этих файлов, Cubase SX лучше закрыть.

Итак, мультитрековый проект сформирован и готов к сведению.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.