Общие принципы сведения в 5.1
Формат 5.1 следует считать не альтернативой формату стерео, а его развитием. Поэтому большая часть рекомендаций, относящихся к вопросам сведения в стерео, годится и для формата 5.1. Некоторые особенности сведения в круговую панораму мы описали в разд. 1.12.4.
Свести многотрековый проект в стерео проще, чем в моно. В распоряжении звукорежиссера по сравнению с монофоническим форматом имеется дополнительное измерение, в котором можно размещать звуковые источники. Проще добиться прозрачности композиции, поскольку источники можно разместить на стереопанораме так, чтобы они не мешали друг другу. Однако вместе с появлением стерео появился дополнительный критерий оценки качества фонограммы – стереофоничность. Это свойство характеризует степень, в которой звукорежиссеру удалось реализовать возможности стереоформата для воплощения идеи композиции. С одной стороны сводить в стерео проще, чем в моно, а с другой стороны, звукорежиссер обязан выкладываться, чтобы максимально задействовать возможности формата.
Когда появился формат 5.1, стало еще проще. На круговой панораме инструментам стало еще просторнее, и можно сделать так, что они совсем не будут мешать друг другу. Однако вместе с новыми возможностями звукорежиссер получает дополнительные негласные обязанности. Он обязан использовать все средства, появление которых обусловлено переходом к новому формату.
Следует учитывать, что в отличие от стереосистемы, каналы системы 5.1 не являются равноценными в плане информативности. Они по-разному расположены относительно слушателя. На фронтальные каналы ложится основная информационная нагрузка. А тыловые каналы следует считать вспомогательными, поскольку человек в принципе плохо воспринимает информацию, поступающую сзади (воспринимает ее "периферийным" слухом). Основное назначение тыловых каналов – создание общей акустической атмосферы, эффекта присутствия. Канал низкочастотных эффектов предназначен для передачи сигналов, занимающих полосу частот от 20 до 80 Гц. Понятно, что в такой узкой полосе частот в принципе невозможно передать много звуковой информации.
Итак, как осуществлять панорамирование? Как и в случае стерео, при панорамировании в 5.1 в центр помещается основной вокал и партии всех инструментов, обладающих низкочастотным тембром. Для формирования звукового образа в центре можно использовать непосредственно центральный канал (это является предпочтительным) или каналы L и R. В последнем случае образ посередине панорамы будет фантомным (как в стерео). В случае необходимости можно задействовать все три канала L, С и R для усиления образов на фронтальной части панорамы. Однако ситуация, когда в нескольких каналах присутствует один и тот же сигнал, является нежелательной. Ведь неизвестна конфигурация акустической системы у слушателя и неизвестно его расположение относительно этой системы. Возможно возникновение неприятных эффектов, связанных с интерференцией звуковых волн. Не исключен конфликт фантомного образа, создаваемого каналами L и R в центре панорамы с образом, формируемым центральным каналом.
Итак, все, что должно располагаться в центре, желательно воспроизводить через центральный канал. Пары каналов L-C и C-R следует использовать для формирования образов, расположенных не в самом центре, а на фронтальной части панорамы.
Тыловые каналы можно использовать для второстепенных партий, которые не несут основную информационную нагрузку: подклады (pads), шумы, реверберация/эхо от источников, размещенных во фронтальной части панорамы, кратковременные эффекты, допускающие отвлечение внимания слушателя от фронтальной части панорамы.
Естественно, не должно быть никакой резкой границы между фронтальной и тыловой частью круговой панорамы. Информационная нагрузка композиции должна быть плавно смещена во фронтальную часть панорамы. Равномерная информационная загрузка всех каналов (как в стерео) нежелательна. Иначе у слушателя может возникнуть ощущение, что он слушает оркестр не со стороны, а изнутри.
Конечно, никаких существенных ограничений на использование различных каналов системы 5.1 в поп-музыке быть не может. Время все расставит на свои места. Поживем – увидим, какие рекомендации будут выработаны мировой звукорежиссурой лет через 5.
В канал LFE можно направить сигнал инструментов, обладающих низкочастотным тембром (большой барабан, бас-гитара). Когда средствами Cubase SX вы направляете сигнал с трека в канал LFE, не происходит никакой его обработки. То есть сигнал, подаваемый в канал LFE, может занимать полосу частот от 20 Гц до 20 кГц и выше (в зависимости от формата звуковых данных). Это не очень хорошо. Поэтому мы рекомендуем средствами окна VST Master Effects (см. разд. 5.6.3) подключить к каналу LFE VST-плагин монофонического фильтра нижних частот (рис. 14.1). Такой плагин, например, имеется в пакете Waves Gold (http://www.waves.com). Фильтр нижних частот следует настроить так, чтобы он подавлял компоненты сигнала, частота которых выше 80 Гц. Кстати, заодно можно защитить канал LFE и от возможных инфразвуковых составляющих, для чего следует настроить плагин на работу в качестве полосового фильтра, пропускающего частоты от 20 Гц до 80 Гц.
Рис. 14.1. Подключение ФНЧ к каналу LFE
Остальные каналы L, С, R, Ls и Rs можно обработать фильтром верхних частот. Тем самым вы разгрузите перечисленные каналы от низкочастотных составляющих сигналов, которые в принципе не могут воспроизводиться акустической системой, но занимают определенные ресурсы. Интересен вопрос совместимости многоканальной фонограммы с форматом стерео. Ведь слушатель в любой момент может переключить свою систему в режим стерео. Зачем это нужно? Например, для того, чтобы послушать DVD-Audio в машине. Что при этом произойдет? Это зависит от алгоритма mixdown кодека (mixdown – микширование для уменьшения количества каналов). Обычно канал С подмешивается к каналам L и R с понижением уровня. Каналы Ls и Rs тоже подмешиваются к каналам L и R соответственно. Канал LFE может быть подмешан к каналам L и R, а может быть отброшен. Подмешивание может происходить без всякой дополнительной обработки. Для нас это проще, так как в данном случае мы можем проконтролировать совместимость фонограммы 5.1 со стерео с помощью специального VST-плагина Mix6to2 (рис. 14.2). Данный плагин подключается к мастер-секции микшера Cubase SX для реализации mixdown 6 каналов в 2.
Рис. 14.2. Окно плагина Mix6to2
Сам по себе Mix6to2 представляет собою простой микшер. Однако вы можете не тратить время на его настройку, т. к. присутствуют все необходимые пресеты, для реализации mixdown каналов различных систем объемного звучания в стерео.
Однако плеер конечного слушателя может выполнять mixdown 5.1 в стерео с применением специальной обработки, после которой, как предполагается, объемность звуковой картины будет сохранена. Достигается это путем изменения фазы каналов Ls и Rs. Что с конкретной фонограммой получится в результате – остается только гадать.