Иллюстрированный самоучитель по созданию сайтов

Ввод данных пользователем в формы HTML

Одно из основных отличий новой версии HTML (4.0) от предыдущих состоит в том, что теперь веб-страница может отслеживать действия пользователя и реагировать на них, изменяя свой вид. В этой главе мы рассмотрим несколько примеров такой реакции. Однако сначала давайте рассмотрим классический способ взаимодействия с пользователем, появившийся еще в предыдущих версиях языка.

Этот способ заключается в построении так называемых форм. Он состоит в том, что на веб-страницу выводится, к примеру, несколько текстовых полей, куда пользователь может ввести какой-либо текст, а потом с помощью специальной кнопки отправить его серверу. Вместо ввода текста пользователю может быть предложено выбрать несколько пунктов из заготовленного списка или отметить флажками нужные пункты и т. п. Такое взаимодействие с пользователем весьма условно – ведь информация, которую он ввел и отправил, все равно обрабатывается на стороне сервера.

Получение информации от пользователя

В качестве примера давайте рассмотрим страницу для отзывов клиентов об услугах гипотетической фирмы “Лентяй”. Это, конечно, будет не совсем то, что обычно подразумевается под книгой отзывов на сайте. Просто мы предоставим пользователю возможность ввести информацию и отправить ее на сервер (как уж она будет там обрабатываться, мы сейчас рассматривать не будем).

Итак, возьмем заголовок и правую часть веб-страницы. Только добавим ссылку на страницу “Услуги” и снимем ее с “Книги отзывов”:

<DIV CLASS="rght">
    <DIV CLASS="lnk">
        <A HREF="main.html">УСЛУГИ</A>
    </DIV>
    <DIV CLASS="lnk">
        <A HREF="prices.html">ЦЕНЫ</A>
    </DIV>
    <DIV CLASS="lnk">
        <A HREF="forml.html">Форма ЗАКАЗА</A>
    </DIV>
    <DIV CLASS="lnk">
        <A HREF="history.html">История <SPAN STYLE="letter-spacing: -3px;">КОМПАНИИ</SPAN></A>
    </DIV>
    <DIV CLASS="lnk">Книга ОТЗЫВОВ</DIV>

А в левую часть страницы давайте поместим форму. Для этого сначала добавим специальный тег <FORM>, без которого невозможно будет отправить данные на сервер обычными средствами. Здесь нам потребуется указать атрибут METHOD=, с помощью которого браузер определяет способ отправки данных: в виде “добавки” к строке URL (метод get) или в виде блока данных (метод post). В качестве значения атрибут ACTION= необходимо указать URL-адрес сервера, куда отправятся данные. Здесь можно также указать адрес электронной почты (с префиксом mailto:) – в этом случае данные формы отправятся по указанному адресу. В нашем случае давайте укажем гипотетический URL-адрес сервера cgi.lentyay.com, где обработка данных формы будет происходить с помощью какого-нибудь CGJ-сценария:

<FORM ACTION="http://cgi.lentyay.corn/guest.cgi" METHOD="post">

В конце формы должен стоять закрывающий тег </FORM>. Все, что находится внутри, можно будет сообщить серверу. Для отправки данных формы традиционно используется кнопка с названием Submit (Отправить). Для ее создания можно использовать тег <INPUT> с атрибутом TYPE="submit":

<INPUT TYPE="submit" VALUE="Отправить">

Атрибут VALUE= при этом определяет надпись на кнопке. Если его не задать, то на кнопке будет написано Submit. Какие же данные будут отправлены? Для начала давайте спросим у пользователя его имя, выделив для этого небольшое однострочное текстовое поле, и мнение об услугах фирмы, для чего выделим многострочное текстовое поле.

Поля для ввода текста

Чтобы создать однострочное текстовое поле, нужно также воспользоваться тегом <INPUT>, но уже с атрибутом TYPE="text". При этом его ширина задается с помощью атрибута SIZE=. Чтобы программе обработки данных (или человеку, который будет в этих данных разбираться) было понятно, какие данные к какому полю относятся, желательно для каждого поля указать атрибут NAME=. В данном случае мы запрашиваем у пользователя его имя, поэтому пусть значением этого атрибута будет слово Имя (по-английски тоже Name):

<INPUT TYPE="text" NAME="Name" VALUE="Аноним" SIZE="30">

При этом атрибут VALUE= определяет, что будет изначально написано в текстовом поле. Обратите внимание на то, что атрибут SIZE= определяет только видимую ширину текстового поля, но вовсе не ограничивает количество вводимых пользователем символов. Если же надо ввести такое ограничение, то следует пользоваться атрибутом MAXLENGTH=.

– Хорошо, – скажете вы, – но как пользователь узнает, что от него требуется ввести в это поле?

Чтобы дать ему “подсказку”, можно просто написать ее текст перед текстовым полем:

Ваше имя: <INPUT TYPE="text" NAME="Name" VALUE="Аноним" SIZE="30">
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.