Зачем нужна анимация
Как правило, анимация на Web-страницах преследует три цели:
- оживить страницы;
- привлечь к чему-либо внимание;
- показать что-либо в учебных целях.
Поэтому можно выделить три цели применения анимации:
- развлечение;
- реклама;
- образование.
Все остальные цели, на взгляд автора, можно свести к трем вышеприведенным. А о трех вышеперечисленных мы поговорим подробнее.
Развлечения в Интернете – достаточно молодая отрасль Web-строительства. Изначально Интернет был создан как сеть для ученых, которым нужно было обмениваться текстовыми документами (сначала даже без графики) и связывать их в некое подобие структуры. Потом в Сеть пришел обыватель, и Web-дизайнеры ринулись угождать его вкусам. (Не будем спорить, насколько они возвышенны или низменны. Личное мнение автора: обыватель слишком разнолики, чтобы свести его к одному-единственному ярлыку.) В Интернете появились аудио и видео, на Web-страницы пришли сложная графика и анимация. Сейчас все эти "навороты" используются так часто, что ими уже мало кого можно удивить.
Умелое и умеренное использование анимации значительно оживит ваши страницы. Важно только понять, какого эффекта вы хотите достичь, и сделать все для того, чтобы он был достигнут. Не переусердствуйте – применяйте анимацию только там, где она действительно нужна. И уж, не дай бог, ваша страница будет рябить, как экран телевизора с отключенной антенной, – в этом нет ничего хорошего. Никогда не забывайте принцип "содержимое превыше всего, все остальное – украшения", не позволяйте украшениям заслонить содержимое.
Теперь реклама. Она появилась в Сети вместе с развлечениями, а значит, вместе с обывателем. Она уже здорово надоела, эта интернет-реклама, едва ли не больше, чем реклама телевизионная. Но отдадим должное рекламе (и интернетовской, и телевизионной) – благодаря ей получили возможность существовать очень многие популярные некоммерческие проекты. Если реклама вдруг исчезнет, эти проекты пропадут сразу же вслед за ней.
Традиционно для рекламных целей в Сети используются так называемые баннеры – небольшие графические изображения жестко стандартизированных форматов. Почти все баннеры создаются в формате "анимированный GIF", т. е. уже используют возможности анимации по привлечению внимания потенциального клиента. Рекламную анимацию, основанную на Web-сценариях, похоже, никто еще не применял, а если и использовал, то очень мало. Так что перед вами обширное непаханое поле деятельности, которое вполне может принести неплохие плоды.
Анимация, основанная на свободно позиционируемых элементах и Web-сценариях, значительно компактнее любых видеофайлов, будь то анимированный GIF, видеофайлы форматов AVI или Apple QuickTime. Однако анимированные GIF-файлы поддерживаются абсолютно всеми Web-обозревателями, даже самыми старыми, поэтому и применяются так широко. Web-сценарии же будут работать только на достаточно новых Web-обозревателях (которыми, надо сказать, сейчас пользуется подавляющее большинство интернетчиков).
Так или иначе, но попробовать Web-сценарии в рекламе стоит. И, кажется, кое-кто уже пробует.
От рекламы плавно перейдем к образованию. Программы – учебные пособия, часто используемые в образовании, как правило, пишутся на компилируемых языках программирования и представляют собой обычные MS-DOS – или Windows-приложения. Учебные пособия, сделанные на основе "живых" Web-страниц, встречаются пока еще довольно редко, хотя это направление весьма перспективно. Такие учебные пособия можно очень быстро создавать и модифицировать; а по сравнению с обычными программами они исключительно компактны (ну сколько места могут занимать несложная Web-страница и пара изображений?). Вдобавок такие пособия прямо-таки просятся в Интернет, на Web-сайты, а значит, можно без особых проблем организовать модное ныне дистанционное обучение.
Правда, данные учебные пособия имеют один огромный недостаток. Любой достаточно опытный интернетчик без труда сможет просмотреть исходный код самой страницы и ее Web-сценариев и, при желании, позаимствовать оттуда парочку ваших находок. Поэтому, если вы собираетесь применять в учебных пособиях какие-либо ноу-хау, лучше реализуйте их в обычной, откомпилированной программе, Взломать которую гораздо труднее.
Вот три случая, когда анимация будет очень полезна. А в ряде случаев и необходима. Если же ваш случай к ним не относится, лучше обойтись обычными Web-страничками, больше внимания уделив их содержимому.