Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем

Выделение памяти. Таймеры.

Алгоритмы выделения памяти, в том числе и пригодные для использования в ядре ОС, подробно обсуждались в главе 4. Кроме того, мы уже упомянули тот печальный факт, что в контексте прерывания система обычно не позволяет запрашивать ресурсы. Важно остановиться еще на двух аспектах проблемы.

Во-первых, ядро ОС обычно размешается в физической памяти и не подвергается страничному обмену, поэтому память ядра представляет собой более дефицитный ресурс, чем виртуальная память, доступная прикладным программам. Разработчик модуля ядра должен иметь это в виду и не прибегать к экстравагантным схемам управления буферами, которые иногда применяются в прикладных программах. Управлению большими объемами буферов, в частности дисковым кэшем, в книге посвящен разд. "Дисковый кэш".

Во-вторых, в ряде случаев, драйвер не может удовлетвориться любым участком физического ОЗУ: например, некоторые старые контроллеры ПДП или периферийной шины не могут адресовать всю физическую память. Так, контроллер ПДП шины ISA имеет 24-разрядный адрес и способен, таким образом, адресовать только младшие 16 Мбайт ОЗУ (рис. 10.8). Некоторые контроллеры ПДП требуют выравнивания буфера, чаще всего на границу страницы.

Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем › Драйверы внешних устройств › Выделение памяти. Таймеры.
Рис. 10.8. Ограничения для буферов ПДП

Это является дополнительным доводом в пользу того, чтобы при данными с внешним устройством копировать их в системный буфер а использовать непосредственно пользовательскую память, которая может быть размешена где угодно и с каким угодно выравниванием.

При выделении буферов для ПДП многие ОС позволяют задать ограничения, которым должен удовлетворять физический адрес выделенного буфера Не каждый требуемый драйверу ресурс может быть выделен немедленно Многие ОС предоставляют драйверу callback-функции, вызываемые, когда требуемый ресурс становится доступен.

Таймеры

Ядро обычно предоставляет два типа таймеров – часы реального времени, указывающие астрономическое время (драйверу это время обычно интересно только для сбора статистики) и собственно таймеры – механизмы, позволяющие отмерять интервалы времени.

Таймеры интересны драйверам с нескольких точек зрения. Один из важных способов их использования приведен в примере 10.1: если устройство из-за какой-либо ошибки не сгенерирует прерывания, наивный драйвер может остаться в состоянии ожидания навсегда. Чтобы этого не происходило, драйвер должен устанавливать будильник, который сообщит основному потоку, что устройство подозрительно долго не отвечает.

Таймеры используются также как альтернатива непрерывному опросу устройства при исполнении длительных операций, например сброса устройства, если использование прерываний почему-либо нежелательно или невозможно. Если говорить именно о-сбросе, автору не известно ни одного устройства, которое генерировало бы прерывание при завершении этой операции.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.