Ваша первая программа
Анализируя всю программу в целом, мы обнаружим, что четыре использовавшихся в ней слова (Program, const, begin и end) являются зарезервированными. Слово WriteLn, как уже отмечалось, не относится к зарезервированным, но вряд ли может возникнуть необходимость переопределить его, так как в этом случае программа лишится мощного и удобного средства вывода данных. Два слова My_First_Program и Text служат идентификаторами (именами) некоторых объектов программы. Программист может использовать в качестве идентификаторов любые последовательности символов, которые удовлетворяют следующим ограничениям:
- идентификатор может состоять из букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания; никакие другие символы в идентификаторе недопустимы;
- идентификатор не может начинаться с цифры;
- идентификатор не может совпадать ни с одним из зарезервированных слов;
- длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа.
Как и всюду в программе, в идентификаторах игнорируется разница в высоте букв, поэтому, например, идентификаторы Text, text и TEXT с точки зрения компилятора идентичны.
Теперь попробуйте выполнить программу. Для этого после набора ее текста нажмите CTRL + F9. Если Вы не ошиблись при вводе текста, то спустя несколько секунд заметите быструю смену изображений на экране: сразу после загрузки программы Турбо Паскаль очищает экран, предоставляя его в распоряжение работающей программы пользователя. Такой экран называется окном программы. После завершения прогона (работа программы часто называется ее прогоном) на экране вновь появится окно редактора с текстом программы. Если Вы не успели разглядеть изображение окна программы, нажмите ALT + F5. После нажатия на любую клавишу среда вернет экран в режим воспроизведения окна редактора.
Перед тем, как двигаться дальше, полезно подробнее ознакомиться с некоторыми возможностями среды Турбо Паскаля. Нажмите клавишу F10, чтобы перейти к режиму выбора из главного меню, подведите указатель к опции Debug (отладка) и нажмите клавишу Enter – на экране раскроется меню второго уровня, связанное с этой опцией. Новое меню как бы "выпало" из верхней строки, поэтому такое меню часто называют выпадающим. Отыщите в новом меню опцию Output (вывод программы), подведите к ней указатель и нажмите клавишу Enter еще раз. На экране вновь появится окно программы, но оно уже не будет исчезать после нажатия на любую клавишу – экран будет связан с этим окном постоянно. Теперь добьемся того, чтобы на экране демонстрировались два окна одновременно: вновь нажмите клавишу F10, выберите Window, нажмите клавишу Enter, подведите указатель к опции Tilе (черепица) и нажмите клавишу Enter еще раз. Если все сделано правильно, экран приобретет вид, показанный на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Вид экрана с окнами редактора и программы
Двойная рамка, очерчивающая окно программы, свидетельствует о том, что именно это окно активно в данный момент. Сделаем активным окно редактора: нажмем клавишу ALT и, не отпуская ее, – клавишу с цифрой 1 (окно редактора имеет номер 1, окно программы – номер 2, см. верхние правые углы рамок на рис. 2.1). Теперь все готово к дальнейшим экспериментам с программой.
Попробуем изменить выводимый на экран текст. Например, уберем в конце третьей строки точку с запятой и отредактируем ее таким образом:
Text = 'я учусь программировать на турбо паскале'
Если Вы запустите программу вновь, нажав клавиши CTRL + F9, компилятор сообщит:
Error 85: ";" expected. (Ошибка 85: Отсутствует ";".),
А редактор установит курсор на первый символ слова begin, показывая то место, где при разборе текста обнаружена ошибка (разделитель ";" может отделять от конца оператора сколько угодно пробелов; компилятор пропускает эти пробелы в поисках разделителя до тех пор, пока не обнаружит зарезервированное слово, – вот почему курсор стоит не в конце строки с объявлением константы, а перед словом begin). Исправьте программу – поставьте в конце третьей строки разделитель ";" и вновь запустите счет. На этот раз все пройдет нормально, но вывод программы изменится, и в окне программы появится текст:
я учусь программировать на турбо паскале
Этот текст строго соответствует заданному в текстовой константе набору символов, поэтому в нем отсутствуют прописные буквы.