Условный оператор
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор – это средство ветвления вычислительного процесса.
Структура условного оператора имеет следующий вид:
IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>,
Где IF, THEN, ELSE – зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> – произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> – любые операторы языка Турбо Паскаль.
Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:
var х, у, max: Integer; begin ……. if x > max then у: = max else y: = x;
При выполнении этого фрагмента переменная Y получит значение переменной X, если только это значение не превышает МАХ, в противном случае Y станет равно МАХ.
Часть ELSE <оператор2> условного оператора может быть опущена. Тогда при значении TRUE условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается:
var х, у, max: Integer; begin ……. if x > max then max: = x; Y: = x;
В этом примере переменная Y всегда будет иметь значение переменной X,а в МАХ запоминается максимальное значение X.
Поскольку любой из операторов <оператор1> и <оператор2> может быть любого типа, в том числе и условным, а в то же время не каждый из "вложенных" условных операторов может иметь часть ELSE <оператор2>, то возникает неоднозначность трактовки условий. Эта неоднозначность в Турбо Паскале решается следующим образом: любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней "сверху" части THEN условного оператора. Например:
var a,b,c,d: Integer; begin a: = 1; b: = 2; c= 3; d: = 4; if a > b then if с < d then if с < 0 then с: = 0 else a: = b; {а равно 1} if a > b then if с then if с then с: = 0 else else else a: = b; {а равно 2}
Рассмотрим программу (пример 2.4), которая вводит произвольное десятичное целое число в диапазоне 0…15, преобразует его к шестнадцатеричному и выводит на экран полученный результат.
Пример 2.4.
Program Hex; {Программа вводит с клавиатуры целое число в диапазоне от 0 до 15, преобразует его к шестнадцатеричной системе счисления и выводит результат на экран} var n: Integer; {Вводимое число} ch: Char; {Результат} begin Write (',n = '); ReadLn(n); { Вводим число } {Проверяем число на принадлежность к диапазону 0…15} if (n >= 0) and (n <= 15) then begin {Да, принадлежит диапазону} if n < 10 then ch: = chr(ord('0') + n) else ch: = chr(ord('A') + n – 10); WriteLn('n = ',ch) end else {Не принадлежит диапазону} WriteLn('Ошибка') end.
В шестнадцатеричной системе счисления используется 16 цифр в каждом разряде: цифры 0…9 обозначают первые 10 возможных значений разряда, буквы A…F – остальные шесть.
В программе учитывается непрерывность и упорядоченность множеств цифр 0…9, букв A…F и их кодов (см. гл.4).