Операторы повторений
Рассмотрим пример 2.6, иллюстрирующий использование оператора WHILE. Найдем так называемое "машинное эпсилон" – такое минимальное, не равное нулю вещественное число, которое после прибавления его к 1.0 еще дает результат, отличный от 1.0.
Пример 2.6.
Program EpsilpnDetect; {Программа вычисляет и выводит на экран значение "машинного эпсилон"} var epsilon: Real; begin epsilon: = 1; while epsilon/2 + 1 > 1 do epsilon: = epsilon/2 WriteLn('Машинное эпсилон = ',epsilon) end.
У читателя, привыкшего к непрерывной вещественной арифметике, может вызвать недоумение утверждение о том, что в дискретной машинной арифметике всегда существуют такие числа 0<X<eps, что 1.0+Х=1.0. Дело в том, что внутреннее представление типа REAL может дать "лишь" приблизительно 1014 возможных комбинаций значащих разрядов в отведенных для него 6 байтах. Конечно же, это очень большое число, но оно несопоставимо с бесконечным множеством вещественных чисел. Аппроксимация бесконечного непрерывного множества вещественных чисел конечным (пусть даже и очень большим) множеством их внутреннего машинного представления и приводит к появлению "машинного эпсилон".
Оператор цикла REPEAT… UNTIL с постпроверкой условия:
REPEAT <тело_цикла> UNTIL <условие>.
Здесь:
- REPEAT, UNTIL – зарезервированные слова (повторять до тех пор, пока не будет выполнено условие);
- <тело_цикла> – произвольная последовательность операторов Турбо Паскаля;
- <условие> – выражение логического типа.
Операторы <тело_цикла> выполняются хотя бы один раз, после чего вычисляется выражение <условие>: если его значение есть FALSE, операторы <тело_цикла> повторяются, в противном случае оператор REPEAT… UNTIL завершает свою работу.
Для иллюстрации применения оператора REPEAT… UNTIL модифицируем программу из примера 2.3. Модификация (пример 2.7) состоит в том, что программа будет все время повторять цикл ввода символа и печати его кода до тех пор, пока очередным символом не будет символ CR (вводится клавишей Enter).
Пример 2.7.
Program Codes_of_Chars; {Программа вводит символ и выводит на экран его код. Для завершения работы программы нужно дважды нажать Enter} var ch: Char; {Вводимый символ} const CR = 13; {Код символа CR} begin repeat ReadLn(ch); WriteLn(ch,' = ',ord(ch)) until ord(ch) = CR end.
Обратите внимание: пара REPEAT… UNTIL подобна операторным скобкам begin… end, поэтому перед UNTIL ставить точку с запятой необязательно.
Для гибкого управления циклическими операторами FOR, WHILE и REPEAT в состав Турбо Паскаля включены две процедуры:
- BREAK – реализует немедленный выход из цикла; действие процедуры заключается в передаче управления оператору, стоящему сразу за концом циклического оператора;
- CONTINUE – обеспечивает досрочное завершение очередного прохода цикла; эквивалент передачи управления в самый конец циклического оператора.
Введение в язык этих процедур практически исключает необходимость использования операторов безусловного перехода GOTO (см. ниже п. 2.4.5).