Рекурсия и опережающее описание. Расширенный синтаксис вызова функций.
Рекурсия – это такой способ организации вычислительного процесса, при котором подпрограмма в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе.
Рассмотрим классический пример – вычисление факториала (пример 18). Программа вводит с клавиатуры целое число N и выводит на экран значение N!, которое вычисляется с помощью рекурсивной функции РАС. Для выхода из программы необходимо либо ввести достаточно большое целое число, чтобы вызвать переполнение при умножении чисел с плавающей запятой, либо нажать CTRL + Z и Enter.
При выполнении правильно организованной рекурсивной подпрограммы осуществляется многократный переход от некоторого текущего уровня организации алгоритма к нижнему уровню последовательно до тех пор, пока, наконец, не будет получено тривиальное решение поставленной задачи. В примере 8.5 решение при N = 0 тривиально и используется для остановки рекурсии.
Пример 8.5.
Program Factorial; {$S+} {Включаем контроль переполнения стека} var n: Integer; Function Facfn: Integer): Real; {Рекурсивная функция, вычисляющая n! } begin {Fac} if n < 0 then WriteLn ('Ошибка в задании N') else if n = 0 then Fac: = 1 else Fac: = n * Fac(n-l) end {Fac}; {---------------} begin {main} repeat ReadLn (n); WriteLn ('n!= ',Fac(n)) until EOF end {main}.
Рекурсивная форма организации алгоритма обычно выглядит изящнее итерационной и дает более компактный текст программы, но при выполнении, как правило, медленнее и может вызвать переполнение стека (при каждом входе в подпрограмму ее локальные переменные размещаются в особым образом организованной области памяти, называемой программным стеком).
Переполнение стека особенно ощутимо сказывается при работе с сопроцессором: если программа использует арифметический сопроцессор, результат любой вещественной функции возвращается через аппаратный стек сопроцессора, рассчитанный всего на 8 уровней. Если, например, попытаться заменить тип REAL функции FAC (см. пример 8.5) на EXTENDED, программа перестанет работать уже при N = 8. Чтобы избежать переполнения стека сопроцессора, следует размещать промежуточные результаты во вспомогательной переменной. Вот правильный вариант примера 8.5 для работы с типом EXTENDED:
Program Factorial; {$S+,N+,E+} {Включаем контроль Стека и работу сопроцессора} var n: Integer; Function Fac(n: Integer): extended; var F: extended; {Буферная переменная для разгрузки стека сопроцессора} {Рекурсивная функция, вычисляющая п! } begin {Рас} if n < 0 then WriteLn ('Ошибка в задании N') else if n = 0 then Fac: = 1 else begin F: = Fac(n-l); Fac: = F * n end end {Fac}; {--------------} begin {main} repeat ReadLn (n); WriteLn ('n! = ',Fac(n)) until EOF end {main}.