Методы
Методы в Perl являются обычными подпрограммами. Начнем их изучение с методов, которые обязательно должны быть определены в каждом классе. Такими методами являются конструкторы. Знакомство с ними позволит лучше понять, каким способом в языке Perl представляются объекты.
Конструкторы
Конструктор – это просто подпрограмма, возвращающая ссылку. Обычно (но не обязательно) конструктор имеет имя new. Выше мы сказали, что объект является ссылкой. Конструктор, создающий объект, то есть ссылку, тоже возвращает ссылку. О каких ссылках идет речь, на что они указывают? Рассмотрим простой пример.
package MyClass; sub new { my $class = SHIFT; my $self = {}; bless $self, $class; return $self; – ""' } ^
В операторе my $seif = {} создается ссылка на анонимный хеш-массив, первоначально пустой, которая сохраняется в локальной переменной $seif. Функция bless о "сообщает" субъекту ссылки sseif, то есть анонимному хеш-массиву, что он отныне является объектом класса MyClass, и возвращает ссылку на этот объект. Затем ссылка на новый объект класса MyClass возвращается в качестве значения конструктора new (). Обратите внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, объект класса MyClass представлен анонимным хеш-массивом. Это обычный, хотя и не обязательный, способ представления объекта. Преимущество использования для этой цели хеш-массива заключается в том, что он может содержать произвольное число элементов, к которым можно обращаться по произвольно заданному ключу. Таким образом, все данные объекта сохраняются в указанном хеш-массиве. В некоторых случаях для представления объекта может использоваться другой тип данных, например массив, скаляр.
Во-вторых, обязательным для конструктора является обращение к функции bless о. Внутри подпрограммы-конструктора функцию bless о следует применять с двумя аргументами, явно указывая имя класса. В этом случае конструктор может быть наследован классом-потомком. Конструктор определяет, объект какого именно класса он создает, используя значение своего первого аргумента. Первым аргументом конструктора должно быть имя класса.
В-третьих, конструктору, создающему объект, в качестве первого аргумента передается имя класса этого объекта.
f Модуль класса Staff.pm: package Staff; require Exporter; 8ISA = qw(Exporter); SEXPORT = qw(new); sub new { my ($class,@items) = SHIFT; my $self = {}; bless $self, $class; return $self; } # Основная программа: #!/usr/bin/perl use Staff; $someone=new(Staff); ${$someone}{"имя"}="Александр"; ${$someone}{"фамилия"}="Александров"; ${$someone}{"возраст"}="37"; for $i (sort keys %{$someone}) { print "$i › $$someone{$i}\n"; }
В данном примере класс staff служит для представления анкетных данных. В качестве внутренней структуры для представления объекта наилучшим образом подходит хеш-массив, так как в него при необходимости можно добавлять новые элементы с произвольно заданными ключами, например, "имя", "фамилия", "образование" и т. д. Класс оформлен в виде отдельного модуля, способного управлять экспортом своих методов. Чтобы конструктор new () можно было вызвать в основной программе, он включен в файл экспорта @EXPORT. В результате вызова конструктора возвращается ссылка на объект класса. Значения элементов хеш-массива выводятся:
возраст › 37 имя › Александр фамилия › Александров