САПР
Архитектура во время перемен
По мере развития средств автоматизации, с разных сторон инженерного и особенно инженерно-гуманитарного сообщества раздаются голоса о том, что компьютеры убивают творческий элемент их профессии. Не обошло это поветрие и архитекторов. Утверждается, что профессия архитектора находится в опасности, что архитекторов в скором времени смогут заменить комбинацией из инженеров и художников, работающих со специальным программным обеспечением. Опуская вопрос о том, каким образом смогут сотрудничать инженеры и художники-графики (отнюдь не самые близкие по духу люди), это высказывание отражает одну из главнейших проблем, встающих перед профессиональными архитекторами в последние 15 лет – какова будет их роль в строительном процессе, или более шире – в обществе в целом – по мере того, как мы все более будем вступать в "Информационный Век".
Каждая профессия имеет право опасаться за свое будущее перед лицом всемирной компьютеризации, но кажется, что менее всего об этом стоит беспокоиться архитекторам. По мере того, как все больше будет возрастать потребность в тех, кто может решать 3х-мерные проблемы, архитекторы станут все более, а не менее востребованными в Информационный Век. Те, кто знаком с последними играми Nitnendo, Sega или с Myst, JAVA, VRML почувствовали, что "новые информационные веяния" – это третье измерение, работа с которым требует особого умения фильтровать, сортировать и синтезировать различные данные. Кто станет нужен издателям CD и провайдерам он-лайн сервисов для того, чтобы создать и организовать 3х-мерные миры, которые они задумали построить?
Кто лучше всех подготовлен к тому, чтобы описывать, сортировать и распределять строительные элементы на всех этапах – начиная от проектирования, производства и строительства, и заканчивая обслуживанием и ремонтом? Кто сможет создать и работать с цифровым зданием – компьютерной моделью, которое будет создаваться И существовать параллельно с реальным зданием (такие модели нужны для исследования в процессе проектирования, предсказания потребности в ремонте, проверки пригодности материалов, также как и в процессе маркетинга и работы с потенциальным заказчиком)? Единственный ответ – люди, которые изучают и занимаются архитектурой сегодня. Конечно это не произойдет без изменения того, как преподается архитектура и что является ее методами работы, методами конструирования, строительства и учета. Вот семь основных направлений развития архитектуры в Информационный Век.
Просто моделируйте!
Зачем использовать компьютер для рисования параллельных линий, вместо того, чтобы указать ему построить стену. Архитекторы занимались черчением более 400 лет. В последние 20 лет им удалось автоматизировать этот процесс. В последующие 20 лет они будут использовать системы 3х-мерной графики для моделирования зданий. Именно моделирование зданий и сооружений создает возможности для архитекторов, такие как: реалистичная визуализация, анимация и "виртуальная реальность", позволяющие всем, как профессионалам, так и людям, далеким от архитектуры – заказчикам, подрядчикам, городской администрации.
Увидеть результат проектирования таким, как он будет выглядеть воплощенным в материале; трехмерное размещение оборудования, планировка помещений, расстановка мебели; моделирование и визуализация строительных материалов; исследование различных вариантов проекта и альтернативных методов строительства; моделирование и планирование изменения конструкций, требующееся в процессе эксплуатации здания; оптимизация использования энергии.
Архитекторы и строительные элементы
Большая часть строительных конструкций типичных зданий – это серийные промышленно изготавливаемые, а не уникальные элементы. В проектировании любого здания, как жилого, так и нежилого, большая доля работы архитектора связана с поиском среди сотен подходящих строительных конструкций наилучшей. Библиотеки символов, используемые в системах САПР копируют технологию традиционного отбора элементов. К сожалению, в таких библиотечных элементах недостаточно информации о том, как выглядит продукт, какова его подробная спецификация. Также таким элементам явно не хватает "интеллекта", чтобы включать в себя все опции, имеющиеся у представляемого реального объекта.
Используя Internet, архитекторы скоро станут производить поиск требуемых конструкций непосредственно в библиотеках производителей и помещать их в проект вместе с полной 3х-мерной моделью, спецификациями и символическими обозначениями на чертежах.
В тот момент, когда файл проекта будет открыт, эти алименты станут запрашивать данные, загружаемые от их изготовителя и уведомлять архитектора, если изменились какие-либо параметры.
В недалеком будущем проектировщик, производитель и архитектор смогут использовать один и тот же 3х-мерный файл модели, описывающей объект. Производитель сэкономит время и деньги на маркетинг новых изделий, архитекторы получат оперативную информацию, а строительные фирмы – автоматический доступ к графикам выпуска изготовителя, последним данным тестирования и новинкам.