САПР
Итеративный, нелинейный не процесс
Традиционно архитектурное проектирование в САПР подражало использованию обычных инструментов – карандаша, пера, бумаги и т.д. Более развитое программное обеспечение, однако, отбрасывает это подражание и внедряет свои собственные методы архитектурного проектирования. Эти методы нелинейны и основаны на тесной интеграции проектирования.
Подготовки иллюстративных материалов, документировании и проработки этапов. Такая концентрическая модель выполнения работы предоставляет клиенту и архитектору гораздо больше возможностей по рассмотрению вариантов и внесению изменений в проект, отслеживая при этом все последствия вне-сенных изменений. Например, на стадии эскизного проектирования у архитектора уже будет детальная и точная информация, ранее доступная только на этапе детального проектирования. И наоборот, фундаментальные изменения в проект могут быть внесены достаточно поздно, не нарушая значительно график выполнения работ, так как 2-мерные рабочие чертеж и являются по своей сути проекциями, полученными автоматически из исходной 3х-мерной модели.
Рекурсивный метод проектирования также позволяет архитекторам экспериментировать с проектными альтернативами и делать выбор лучшего решения на более ранних стадиях, когда степень риска, не окупаемых затрат и потерь рабочего времени существенно ниже.
Строительство на песке
Построение процесса архитектурного проектирования на основе того, что клиент и разработчик будут находиться в постоянном взаимодействии предполагает структуру, которая подвижна, точно сориентирована и быстро воспринимает новые методы. Все архитекторы используют архитектурное (и/или другое программное обеспечение) в своей каждодневной работе. Специализированные чертежные подразделения и чертежное программное обеспечение будут замедлять производственный процесс в фирмах, которым требуется подвижность для того, чтобы успешно конкурировать. Чтобы отвечать требованиям по гибкости, программное обеспечение САПР должно таким образом отображать все аспекты проектирования здания, чтобы каждый сотрудник мог использовать его на любой стадии проектирования.
Широкая специализация
Экономические условия, рост сложности конструкций потребуют от архитекторов более широкого, чем когда-либо ранее, сотрудничества. "Виртуальные фирмы", специализирующиеся на специфических типах зданий и существующие только на время выполнения проекта потребуют соответствующих специализированных решений.
Это означает – программное обеспечение должно обеспечить архитекторам возможность создавать легко модифицируемые строительные элементы, быстро обучать членов команды его использованию и получать лицензию на почасовое использование, что позволит виртуальной фирме избежать реальной капитализации затрат. Это также означает, что архитекторы будут отбирать и оценивать разработчиков программного обеспечения также, как они это делают сейчас при работе с консультантами.
Таким образом изменится стиль взаимодействия с "поставщик-потребитель" на "заказчик-исполнитель". Чтобы удовлетворять требованиям по быстрому развитию программное обеспечение должно будет поставляться по принципу "точно вовремя" с минимальными затратами. Сокращение времени обучения – это одна часть формулы успеха, другая – инновации в области лицензирования пользователя, такие как PayPerUse (плата за использование) фирмы Graphisoft. "Концепция PayPerUse позволяет нам использовать ArchiCAD одновременно для нескольких проектов" – сообщил Том Симмонс (Esherick,Homsey, Dodge and Davis Architects, Сан-Франциско, Калифорния, США). "Так как мы теперь можем соотнести конкретное использование программы с платой за нее, то в случае необходимости у нас будет столько рабочих мест ArchiCAD, сколько потребуется, без предварительной оплаты".
Клиент/сотрудник
Если Информационный Век только ускоряет изменения, то что же вызывает их? Витрувиус и Корбюзье могли бы предложить один и тот же ответ, каждый в свое время: клиент. Ожидания клиентов и их возможности по восприятию сложной графической информации возросли драматическим образом. Они видят в телепередачах реалистичные компьютерные модели автомобилей, летящих сквозь пространство и недоумевают, почему их здания, стоящие во много раз дороже, не могут быть представлены в процессе разработки в подобном виде. Имея привычку получать немедленный результат от расчетов с помощью электронных таблиц и баз данных, они не могут понять, почему приходится ждать несколько часов или дней, чтобы увидеть результат внесения изменений в конструкцию здания (и даже дополнительно платить за это). Кроме того, внедрив компьютеры в свой собственный бизнес, они смогут стать партнером архитектора, сидя перед компьютером. Успех архитекторов в Информационный Век зависит от их умения сделать клиента своим партнером в итеративном процессе проектирования.
Еще одной гранью грядущего становится изменение соотношения архитектор/клиент. Так как архитектор создает и уточняет 3х-мерную модель здания, то его участие может не ограничиться сдачей проекта. Он будет играть важную роль в обслуживании и последующей реконструкций здания. Архитекторы смогут предоставлять дополнительные услуги клиенту на более-менее постоянной основе, так что акт строительства, приносящий единовременную очень значительную прибыль, может источником не столь больших, но постоянных доходов от клиента во время его владения зданием. Модель здания придаст иной смысл авторскому праву архитектора. Фирма, обладающая 3х-мерной моделью и предоставляющая ее для использования, находится совсем в других условиях, чем если бы она предоставляла свои чертежи, так как последние легко скопировать, а модель, как программное средство, может быть заблокировано от несанкционированного доступа. До тех пор, пока модель не будет продана или передана по какому-либо соглашению, архитектор будет единственным владельцем информации, необходимой для использования и обслуживания здания.