Создание собственных исключений
Прежде всего, нужно четко определить ситуации, в которых будет возникать ваше собственное исключение, и подумать, не станет ли его перехват невольно перехватывать также и другие, не учтенные вами исключения.
Потом надо выбрать суперкласс создаваемого класса-исключения. Им может быть класс Exception или один из его многочисленных подклассов.
После этого можно написать класс-исключение. Его имя, по соглашению, должно завершаться словом Exception. Как правило, этот класс состоит только из двух конструкторов и переопределения методов tostring() и getMessage().
Рассмотрим простой пример. Пусть метод handle(int cipher) обрабатывает арабские цифры 0-9, которые передаются ему в аргументе cipher типа int.
Мы хотим выбросить исключение, если аргумент cipher выходит за диапазон 0-9.
Прежде всего, убедимся, что такого исключения нет в иерархии классов Exception. Ко всему прочему, не отслеживается и более общая ситуация попадания целого числа в какой-то диапазон. Поэтому будем расширять наш класс. Назовем его cipherException, прямо от класса Exception. Определим класс cipherException, как показано в листинге 16.6, и используем его в классе ExceptDemo. На рис. 16.5 продемонстрирован вывод этой программы.
Листинг 16.6. Создание класса-исключения.
class CipherException extends Exception{ private String msg; CipherException(){ msg = null;} CipherException(String s){ msg = s;} public String toString(){ return "CipherException (" + msg + "); } } class Except Demo( static public void handle(int cipher) throws CipherException{ System.out.pnntln("handle()'s beginning"); if (cipher < 0 || cipher > 9) throw new CipherException("" + cipher); System.out.println("handle()'s ending"); } public static void main(String[] args){ try{ handle(1); handle(10); }catch(CipherException ce){ System.out.println("caught " + ce); ce.printStackTrace(); } } }
Рис. 16.5. Обработка собственного исключения
Заключение
Обработка исключительных ситуаций стала сейчас обязательной частью объектно-ориентированных программ. Применяя методы классов J2SDK и других пакетов, обращайте внимание на то, какие исключения они выбрасывают, и обрабатывайте их. Исключения резко меняют ход выполнения программы, делают его запутанным. Не увлекайтесь сложной обработкой, помните о принципе KISS.
Например, из блока finally{} можно выбросить исключение и обработать его в другом месте. Подумайте, что произойдет в этом случае с исключением, возникшем в блоке try{}? Оно нигде не будет перехвачено и обработано.