Гармония формы
Горшок лепят из глины,
но именно пустота в нем
составляет суть горшка.
Лао Цзы
Теорию художественной формы И. Иттен начал разрабатывать как сугубо прикладной этап в воспитании художников-дизайнеров самых разных направлений – он назвал его форкурсом (то, что обычно формулируется как "введение в специальность" или "пропедевтика"), но его стремление к гармонии привело к тому, что удалось сформулировать принципы, которые легли "в основу преподавания многих современных художественных школ" ("Искусство формы", стр. 5).
Суть гармонии состоит в том, чтобы, не останавливаясь на поверхностных приемах, достигать тех моментов, "когда ты вдруг ощущаешь, как в том или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом" (там же, стр. 7). Когда такие моменты встречаются в жизни педагога, это значит, что достигнута высшая степень методики как технологии преподавания.
Такой контакт и творческая атмосфера способствовали знакомству "с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом" (там же, стр. 9).
Элементы художественной композиции, из которых строится курс, в достаточной степени знакомы по другим источникам (что подтверждает мысль Л. Монаховой о том, что фундамент современного художественного образования в графическом дизайне заложен И. Иттеном, хотя это и не всем известно). Те же понятия: светлое и темное, цвет, текстура, форма, ритм. Однако прикосновение к первоисточнику убеждает, что все элементы образуют одухотворенную гармонию, а не сводятся к перечню формальных приемов, которые характерны для последующих апологетов технологий.
И наконец, важный штрих – книга иллюстрирована работами студентов, которые постигали композицию под руководством И. Иттена.