-
Векторная программа Adobe Illustrator позволяет легко изменять форму и размеры объектов, их ориентацию в пространстве, что представляется само собой разумеющимся. Вместе с тем, помимо ручных операций для векторных объектов предусмотрены многочисленные средства по их изменению и деформации – векторные эффекты, часть из которых реализуется в виде инструментов, а часть – в виде фильтров.
-
Все инструменты, предназначенные для трансформирования объектов, осуществляют свое воздействие на объекты относительно некоторой фиксированной точки, связанной с объектом, – центра преобразования (point of origin). По умолчанию эта точка располагается в геометрическом центре объекта (рис.
-
Инструмент Free Transform | Инструмент Free Transform (Свободное трансформирование) () позволяет вращать объект или совокупность объектов вокруг геометрического центра.
-
Если заранее известен точный угол поворота объекта, то выполнить его проще, задав значение угла в диалоговом окне Rotate (Поворот) (рис. 6.5), которое вызывается двойным щелчком на кнопке инструмента Rotate (Поворот) () в палитре инструментов.
-
Инструмент Free Transform | С помощью инструмента Free Transform (Свободное трансформирование) можно выполнить отражение объекта.
-
Для выполнения точного отражения следует двойным щелчком на кнопке инструмента Reflect (Зеркало) () вызвать диалоговое окно Reflect (Зеркальное отражение) (рис. 6.9). | В этом случае первую точку оси отражения следует устанавливать при нажатой клавише ALT. | Рис. 6.9.
-
Если при работе с пиксельной графикой весьма желательно как можно меньше применять уменьшение и увеличение изображения, то в векторных программах масштабирование – самая распространенная (после перемещения) операция. | Масштабирование заключается в изменении размера объекта.
-
С помощью инструмента Free Transform (Свободное трансформирование) можно выполнить масштабирование.
-
Для задания точного коэффициента масштабирования следует использовать диалоговое окно, которое вызывается двойным щелчком на кнопке инструмента Scale (Размер) () или с помощью одноименной команды меню Object › Transform (Объект › Трансформирование). | В диалоговом окне Scale (Размер) (рис.
-
Под наклоном (shear или skew) понимают деформацию объекта вдоль горизонтальной и вертикальной осей. С помощью этого инструмента можно подготовить объекты для "вписывания" их в параллелограмм (например, для грани объемной фигуры), создать падающие тени и т. д.
-
Если необходимо обеспечить точные параметры сдвига, следует использовать диалоговое окно Shear (Наклон) (рис. 6.17), которое можно вызвать двойным щелчком на кнопке инструмента в палитре инструментов или с помощью команды Shear (Наклон) меню Object › Transform (Объект › Трансформирование). | Рис.
-
Если инструмент Shear (Наклон) позволяет так деформировать объект, чтобы он смог имитировать его вид на плоскости параллелограмма или ромба (например, на сторонах куба), то с помощью инструмента Free Transform (Свободное трансформирование) () можно получить деформацию, напоминающую перспективную.
-
С помощью инструмента Blend (Превращение) () и команды Make (Создать) меню Object › Blends (Объект › Превращение) можно получить произвольное количество промежуточных объектов, получаемых из двух или более исходных форм.
-
Для того чтобы получить серию промежуточных объектов, можно включить инструмент Blend (Превращение) () и последовательно выбирать необходимые объекты, а можно, выделив несколько объектов, применить к ним команду Make (Создать) меню Object › Blends (Объект › Превращение).
-
Количество промежуточных объектов и характер расположения их вдоль траектории определяются в диалоговом окне Blend Options (Параметры инструмента "Превращение") (рис. 6.23), которое вызывается командой Blend Options (Параметры инструмента "Превращение") меню Object › Blends (Объект › Превращение).
-
После создания "группы превращения" ее объекты можно направить вдоль произвольной траектории, заменив на нее прямую, которая создается первоначально по умолчанию. Для выполнения этой операции необходимо выделить "группу превращения", а затем при нажатой клавише SHIFT выделить объект, вдоль контура которого направляется "группа превращения". | Рис. 6.24.
-
Редактирование "группы превращения" | После создания "группы превращения" можно подвергнуть ее различным изменениям: перемещению, удалению, масштабированию, вращению, редактированию контуров, присвоению новых цветов и декоративных заливок.
-
Фильтр Pen and Ink (Штриховка) – оригинальный векторный фильтр, который имитирует рисунок пером и тушью и служит для создания различных штриховок, например "клетчатых" и "деревянных" узоров, а также штриховок со случайным рисунком.
-
Для применения существующих образцов штриховки к выделенному объекту следует выполнить команду Hatch Effects (Эффекты штриховки) меню Filter › Pen and Ink (Фильтр › Штриховка), открывающую диалоговое окно Hatch Effects (Эффекты штриховки) (рис. 6.31), в котором представлены следующие параметры.
-
По мере необходимости и для воплощения творческих замыслов возможно создание новых элементов штриховки. Для этого можно использовать как диалоговое окно Hatch Effects (Эффекты штриховки), так и диалоговое окно New Hatch (Стили штриховки).
-
Для того чтобы сохранить набор штриховок и использовать их и с другими документами, следует применить команду Library Save As (Сохранить библиотеку) меню Filter › Pen and Ink (Фильтр › Штриховка) и присвоить файлу произвольное имя.
-
Фильтр Scribble and Tweak (Каракули и помарки) меню Filter › Distort & Transform (Фильтр › Искажение и трансформирование) служит для произвольной деформации объектов в заданных пределах. | Рис. 6.33. Диалоговое окно Roughen, исходный и трансформированный объекты | Рис. 6.34.
-
Фильтр Twist (Закручивание) меню Filter › Distort & Transform (Фильтр › Искажение и трансформирование), как и инструмент Twist (Скручивание), служит для деформации объектов вращением, причем в центре вращение сильнее, чем по краям.
-
Фильтр Pucker & Bloat (Втягивание и раздувание) меню Filter › Distort & Transform (Фильтр › Искажение и трансформирование) изменяет объекты, деформируя их контуры во внутреннюю или внешнюю стороны. | Для определения степени и направления деформации в диалоговом окне Pucker & Bloat (Втягивание и раздувание) (рис.
-
Фильтр Zig Zag (Зигзаг) меню Filter › Distort & Transform (Фильтр › Искажение и трансформирование) служит для деформации линии контура в виде зигзагообразных или волнистых линий. | Установка параметров деформации выполняется в диалоговом окне Zig Zag (Зигзаг) (рис. 6.39).
-
Фильтр Drop Shadow (Тень) меню Filter › Stylize (Фильтр › Стилизация) позволяет без проблем создать эффект падающей тени. Этот фильтр автоматически выполняет серию операций по дублированию объекта, перемещению его по горизонтали и вертикали, а также на один уровень ниже объекта, окрашиванию его в заданный оттенок и, наконец, группировку.
-
При использовании открытых контуров их можно снабдить на концах различными графическими элементами, например стрелками. После создания эти элементы могут подвергаться редактированию как любой другой объект.
-
Команда Rasterize (Растеризовать) меню Object (Объект) предназначена для конвертирования векторных объектов, создаваемых в программе Adobe Illustrator, в пиксельное изображение, которое становится целостным объектом и может подвергаться обработке с помощью фильтров пиксельной графики, также включенных в программу Adobe Illustrator. Информацию о фильтрах пиксельной графики см.
-
Палитра Pathfinder (Обработка контуров) (рис. 6.44), которая вызывается на экран одноименной командой меню Window (Окно), предназначена для комбинирования объектов различными способами, зачастую с образованием составных контуров (compound path).
-
Окончательный вид сложного контура зависит от метода комбинирования. В программе Adobe Illustrator можно создавать следующие типы объектов и контуров. | Составной объект (compound shape) – это редактируемый объект, который состоит из двух или более объектов, составных контуров, групп, групп превращения (blends), оболочек (envelopes), искривлений (warps) и текстов.
-
Кнопка Add to shape area (Добавление в составной объект) на панели комбинирует выделенные объекты таким образом, что контур результирующего объекта совпадает с общим периметром всех объектов (рис. 6.46). | Совет | В предыдущих версиях эта кнопка называлась Unite (Объединение).
-
Кнопка Subtract from shape area (Удаление из составного объекта) комбинирует выделенные объекты таким образом, что контур результирующего объекта равняется площади самого нижнего объекта с вырезом площадей объектов, расположенных над ним (рис. 6.48).
-
Кнопка Intersect shape areas (Пересечение составных объектов) на панели комбинирует выделенные объекты таким образом, что контуром результирующего объекта является область пересечения объектов (рис. 6.49). | Если требуется создать составной контур, то следует нажать кнопку Expand (Преобразовать).
-
Кнопка Exclude overlapping shape areas (Исключение пересекающихся областей) комбинирует выделенные объекты таким образом, что непересекающиеся области входят в результирующий объект, а пересекающиеся – "исключаются", делаются прозрачными (рис. 6.50).
-
Кнопка Divide (Разделение) на панели выполняет в некотором смысле противоположное действие в сравнении с комбинированием: она разбивает сложный объект на простые объекты (рис. 6.52). Пользователь должен заранее решить, удалять или сохранять объекты без заливки. | Рис. 6.52.
-
Кнопка Trim (Обрезка) комбинирует выделенные объекты таким образом, что удаляет все части объектов, которые являются скрытыми, при этом объекты с одинаковыми заливками не объединяются (рис. 6.53). | Совет | Следует иметь в виду, что при этом удаляются параметры обводки.
-
Кнопка Merge (Слияние) комбинирует выделенные объекты таким образом, что удаляет все части объектов, которые являются скрытыми, при этом объекты с одинаковыми заливками объединяются (рис. 6.54). | Совет | Следует иметь в виду, что при этом удаляются параметры обводки.
-
Кнопка Crop (Кадрирование) комбинирует выделенные объекты таким образом, что удаляет все части объектов, которые выходят за границы самого верхнего объекта (рис. 6.55). Верхний объект после применения кнопки удаляется, а все образуемые объекты остаются в группе.
-
Кнопка Outline (Обводка) аналогична команде Divide (Разделение), только разбиение происходит не на закрытые объекты, а на открытые контуры – отдельные линии, разбиваемые в точках пересечения (рис. 6.56). Пользователь должен заранее решить, удалять или сохранять объекты без заливки.
-
Кнопка Minus Back (Минус нижний) комбинирует выделенные объекты таким образом, что результирующим объектом становится самый верхний объект, у которого отсекается область, пересекающаяся со всеми объектами, расположенными ниже (рис. 6.57). Данная кнопка также сохраняет исходную заливку объекта.
-
Команды Hard Mix (Жесткое наложение) и Soft Mix (Мягкое наложение), расположенные в меню Effect › Pathfinder (Эффект › Обработка контуров), предназначены для управления преобразованием цветов у перекрывающихся объектов.
-
Команда Trap (Треппинг) меню Effect › Pathfinder (Эффект › Обработка контуров) или меню палитры Pathfinder (Обработка контуров) используется для обеспечения ручного треппинга при цветоделении объектов с шишечными цветами. Более подробную информацию об этом см. в главе 15.
-
Составной контур (сложный контур) представляет собой объект, состоящий из нескольких перекрывающих друг друга объектов, скомбинированных в единый контур (в отличие от составных объектов – compound shape).
-
Механизм маскирования – чрезвычайно продуктивный способ создания сложных графических композиций. Его эффективность заключается в том, что можно компоновать объекты без кадрирования (обрезки) их вручную.
-
Фильтр Object Mosaic (Векторная мозаика) меню Filter › Create (Фильтр › Создать) предназначен для превращения пиксельного изображения в векторную мозаику (рис. 6.68) – заданное число окрашенных прямоугольников, в своей совокупности представляющих исходное изображение.
-
Фильтр Photo Crosshatch (Векторная фотогравюра) меню Filter › Pen and Ink (Фильтр › Штриховка) предназначен для превращения пиксельного изображения в векторный объект, имитирующий гравюру (ближайший аналог – гравюра на металле).