Предварительное совещание в типографии
Вот, наконец, процесс создания публикации вышел на финишную прямую – изготовление тиража. Скоро в свежих, пахнущих типографской краской отпечатках воплотится труд многих людей, занимавшихся подготовкой материалов – фотографов, верстальщиков, редакторов, корректоров, технологов, работников студии предпечатной подготовки и типографии. Теперь, казалось бы, публикация выходит из сферы вашей деятельности и вам остается только со стороны наблюдать за чудесным превращением бестелесной информации в книгу, брошюру, журнал.
В действительности дело обстоит не совсем так. Готовя издание вам все время было необходимо учитывать эту завершающую стадию. Очень много раз в этой книге мы говорили: "проконсультируйтесь в типографии", "это решает технолог типографии", "возьмите образцы в типографии" и т. п. Высокий уровень издания зависит от правильной работы с типографией в неменьшей мере, чем живописное полотно от техники художника. В типографии даже удачный макет может обернуться испорченным тиражом и неудачный макет – вполне приличным изданием. Огромную роль в этом играет не только качество оборудования и профессионализм типографов, который легко оценить по чужим изданиям. Большинство проблем возникает из-за недоговоренности и несогласованности в работе издательств и типографий. Избежать проблем вам поможет постоянный контакт с сотрудниками типографии. С одной стороны, они подскажут вам как изготовить технологичный макет, а с другой – с пониманием и готовностью встретят ваши требования.
В главе рассматриваются следующие вопросы:
- Выбор типографии
- Стратегия и тактика работы с типографией
- Выбор бумаги и способа печати
- Требования, предъявляемые к макету
- Контроль качества печати
В идеальном варианте процесса подготовки издания такой разговор должен быть предусмотрен. К сожалению, в реальности это происходит не всегда, и даже не всегда возможно. В случае подготовки несложной публикции (рекламного листка, черно-белой брошюры и т. п.) он вовсе необязателен. При наличии же у вас опыта и налаженных связях с этой типографией, вам будет явно не о чем говорить. Если же публикация сложна и потребует больших затрат труда как с вашей стороны, так и со стороны типографии, ранний визит туда может сэкономить много времени и средств издательству, а то и вообще убережет вас от потерь и срыва сроков заказчика.
Выбор типографии
Разумеется, проводить подробный разговор в типографии имеет смысл после того, как вы определили, в какой типографии будет печататься издание. В свете сказанного выше важно определить это как можно раньше. Выбор может осуществляться не вами, а вашим начальством, но многие технические вопросы все равно лягут на ваши плечи. Выбирать типографию следует не по дешевизне печати, а исходя из требований заказчика к готовой продукции. Часто "дешевые" типографии располагают технически несовершенным или сильно изношенным оборудованием, которое не позволяет отпечатать тираж с требуемым качеством. Случается, что для привлечения клиентов типографы не торопятся сообщить им об этом. Поэтому оценивайте качество печати типографии по их продукции. Посмотрите не только те образцы печати, которые показывает вам администрация, но и те, которые только что сошли со станка.
Выясните, предоставляет ли типография полный цикл услуг, требующихся для печати вашей публикации. Возможно, вам понадобятся фальцовка, брошюровка, переплет, вырубка, печать на специальных носителях или специальными красками. Если что-либо из требуемого типография обеспечить не может, то вам придется подумать о поисках другой типографии или производстве этих работ у другого подрядчика. Не лишне и подумать о том, насколько обязательны эти работы для выполнения заказа. Не исключено, что хорошего результата можно достичь средствами макета. При печати плашечными цветами ознакомьтесь с каталогом цветов, имеющихся в типографии. Убедитесь, что в нем присутствуют необходимые цвета.