Упражнение 10.4. Исключение объектов.
В ходе выполнения этого упражнения мы познакомимся с операцией исключения и построим изображение одной из половинок доски для игры в нарды.
- Начните с построения небольшой правильной окружности. С помощью клавиши + (плюс) вспомогательной клавиатуры постройте поверх окружности пять копий. Перетащив верхнюю в стопке объектов копию вправо на достаточное расстояние, выделите все объекты и равномерно разместите их на горизонтальной прямой с помощью диалогового окна Align and Distribute (Выровнять и распределить).
- Постройте прямоугольник, перекрывающий нижние части окружностей, и с помощью того же диалогового окна выровняйте его по горизонтали симметрично окружностям (рис. 10.12, справа вверху).
Рис. 10.12. Построение рисунка доски для игры в нарды - Выделите совместно все шесть окружностей – они будут играть роль совокупности выделенных объектов. Раскройте пристыковываемое окно Shaping (Формообразование) и выберите в раскрывающемся списке альтернативу Trim (Исключение). Элементы управления исключением полностью аналогичны элементам управления объединением и пересечением. Установите флажок Source object(s) (Сохранить выделенные) – кружки еще понадобятся нам для изображения шашек – и щелкните на кнопке Trim With (Исключить с). Перетащите получившийся в результате объект (рис. 10.12, справа внизу) немного ниже.
- Остальное – дело техники. Включив режим привязки к объектам, постройте прямоугольник, ограничивающий игровое поле, начав с левого нижнего угла только что построенной "гребенки". Постройте копию "гребенки", перетащите ее к верхнему краю игрового поля и поверните на 180°, удерживая нажатой клавишу CTRL. Отключите режим привязки к объектам. Выделите прямоугольник игрового поля и, удерживая нажатой клавишу SHIFT, перетащите вверх и вправо правый верхний маркер рамки выделения. Перед тем как отпустить левую кнопку мыши, щелкните правой кнопкой. Геометрические формы половины игровой доски готовы.
- Чтобы изобразить шашку, перетащите угол рамки выделения окружности внутрь, удерживая нажатой клавишу SHIFT, и перед отпусканием левой кнопки мыши щелкните правой кнопкой. Сгруппируйте две окружности и постройте копию группы, а затем сместите ее вправо. Для одной из шашек сделайте контурные линии белыми, а заливку черной, для другой – наоборот. Дополнительные шашки получаются копированием. Размещать шашки в лунках доски лучше при включенном режиме привязки к объектам.
- Назначьте для игрового поля и бортов доски текстурную заливку. По характеру изображаемого объекта неплохо подойдет заливка из библиотеки Samples8 под названием Wood Grain (Волокна древесины). Заключительный аккорд – размещение в центре игрового поля изображения игральных костей. Его можно найти в библиотеке клипарта. Чтобы вставить изображение в рисунок, выберите команду File › Import (Файл › Импортирование), найдите нужный файл в диалоговом окне открытия файла, а когда после щелчка на кнопке ОК на экране появится указатель с именем файла, переместите его на свободное место страницы и щелкните мышью.
Примечание
Как правило, изображения из библиотеки клипарта требуют некоторой доработки. В нашем случае такая доработка свелась к разгруппированию, удалению прямоугольника с фоном и кривых, изображающих тени от костей. Оставшиеся объекты были снова сгруппированы, приведены к желаемому размеру, размещены и выровнены по центру игрового поля.