Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку

Сведение в SAWStudio. Автоматизация.

Сведением называется процесс смешивания сигналов нескольких источников (каналов) в фонограмму, соответствующую современному стандарту. Возможности SAWStudio позволяют производить сведение 72-х Input-каналов в 24 Output-канала. Практическая цель этой операции – получить фонограмму такого качества и формата, чтобы ее можно было тиражировать на коммерческом носителе.

До последнего времени лидером аудионосителей был AUDIO CD с двухканальным стерео. Двадцать первый век привел к трону новых кумиров цифрового аудио: DVD-Audio и SACD (Super Audio CD).

И сегодня современная музыка требует расширения границ – она завоевывает новые многоканальные просторы.

Примечание
О работе SAWStudio с многоканальным звуком будет рассказано в разд. "Surround в SAWStudio"
.

Но заслуженный лидер – AUDIO CD – свои позиции еще не сдает. Вполне возможно, он станет таким же долгожителем, как и его "старшая подруга" – аудиокассета. Поэтому уделим ему достаточное внимание в этом разделе и расскажем о сведении самой распространенной в наши дни двухканальной фонограммы.

Автоматизация

В предыдущих разделах мультитрек рассматривался в двух режимах: Normal Mode и Select Mode.

Напомним, что в этих режимах те изменения в секциях виртуальной консоли (Fader, Pan, EQ и т. д.), которые были сделаны последними, автоматически действовали на весь трек – независимо от позиции курсора. Иначе говоря, они становились настройками по умолчанию.

Если где-то на мультитреке была сделана установка (например, регулятора громкости канала в позицию – 12 дБ), то она действовала на весь трек. Это способ неавтоматизированной регулировки (non-automated).

Для того чтобы пояснить возможности автоматизации, проведем образную параллель. Представим, что дорожки – это музыкальные партии, а данные автоматизации на них – это приложение к партиям в виде указаний к исполнению.

При неавтоматизированной регулировке оттенки исполнения партии не будут меняться. И музыка будет исполнена в соответствии с первым (и единственным) указанием.

Запись автоматизации позволяет менять оттенки исполнения как угодно часто и в любой последовательности.

Таким образом, возвращаясь к сведению, можно классифицировать процесс микширования как статический и динамический.

Статическое микширование, с однократным созданием баланса между каналами, предполагает, что при сведении многоканальной фонограммы все необходимые параметры виртуальной консоли настраиваются за один раз, и после этого они никак не изменяются. Такой способ может применяться только при сведении "гипермонотонного" продукта, реанимировать который уже все равно не удастся.

Если в произведении есть музыка – присутствует картина композиции, которая разворачивается при исполнении, используются разнообразные оттенки фразировки для передачи музыкальных образов, то такое произведение заслуживает качественной звукорежиссуры.

Ведь сведение очень похоже на работу дирижера. И талант людей в этих важных областях творческой деятельности способен, во-первых, выявить те скрытые, на первый взгляд, нюансы, оттенки художественного образа, а во-вторых, ювелирно огранить сверкающий алмаз музыки, заключить его в дорогую оправу "звуковой трактовки".

Автоматизацию динамического микширования в работе компьютерного звукорежиссера трудно переоценить. Ведь она предполагает последовательное и многоразовое изменение параметров консоли, которое фиксируется программой во времени.

Как известно, при всей схожести виртуальных пультов с "железными", у них есть одно существенное отличие. Компьютерный музыкант может дотронуться до виртуальных элементов управления только одной "рукой" – курсором мыши.

Но ведь даже один Input-канал содержит много элементов управления, регулировать которые курсором мыши раздельно в режиме реального времени невозможно. Более того, даже в том случае, если подключить к SAWStudio микшер-контроллер, то и это не отменит необходимости автоматизации.

Главное преимущество автоматизации заключается в том, что с ее помощью можно выполнять динамическое микширование последовательно, в несколько проходов. При этом можно создавать сложнейшие варианты сведения, изменять их при необходимости, манипулируя ручками управления в любой последовательности, и при этом быть уверенным, что все звукорежиссерские указания будут надежно зафиксированы программой SAWStudio.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.