Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку

Surround в SAWStudio

Системы пространственного звука принято обозначать термином Surround. Основное их отличие в количестве каналов: здесь оно превышает два. Поэтому Surround-системы – это системы многоканальные.

Звучание Surround-систем создает эффект присутствия, тем самым открывая новые горизонты компьютерной музыки.

Прежнее достижение – стандартный стереофонический двухканальный звук – тоже отличался от монофонического ощущением звукового пространства. Он легко реализовывался технически, поэтому двухканальная стереофония стала повсеместной. Но, например, в мире профессионального кино уже давно считается, что для создания звукового реализма требуется большее – как минимум четыре канала.

В области бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры уже были сделаны попытки расширить стереоограничение – увеличить количество каналов до четырех. Так появилась квадрофония. Но ее введение, по ряду причин, не имело коммерческого успеха. Хотя прогрессивное начало в ней, несомненно, присутствовало – в ней было применено матричное кодирование, позволяющее упаковать четыре канала в два.

Развитие звукового оформления профессионального кино прогрессировало. Фирмой Dolby Laboratories (http://www.dolby.com) был проведен ряд разработок, который позволил сложившуюся к тому времени в кинематографе схему объемного звука LRCS закодировать в два канала.

Примечание
Аббревиатура LRCS расшифровывается как L (Left) – левый канал, R (Right) – правый канал, С (Center) – центральный канал, S (Surround) – пространственный
.

Такая система матричного кодирования получила название Dolby Surround. В ней четыре канала LRCS аналоговым способом кодируются в два – Lt и Rt (Left, Righttotal).

Первоначальный простой декодер Dolby Surround позволил выделить Surround-канал. Впоследствии сложный декодер Dolby Pro Logic обеспечивал полное декодирование LRCS.

Кодирование в упрощенном виде выглядит так:

  • L – без обработки в Lt;
  • R – без обработки в Rt;
  • С – ослабление на 3 дБ и сложение каждой его половины с Lt и Rt;
  • S – ослабление на 3 дБ, обработка полосовым фильтром, шумоподавителем и сложение каждой половины со сдвигом по фазе на -90 и +90 градусов с сигналами Lt и Rt.

Модуль Ultrafunk fx:surround программным способом обеспечивает панорамирование источника в виртуальном LRCS-пространстве и кодирование по технологии Dolby Surround (о модуле Ultrafunk fх:surround см. разд. "3D Stereo" выше в этой главе). Поэтому совсем не сложно создать с его применением в SAWStudio фонограмму в Dolby Surround.

В конце 1980-х годов в Dolby Laboratories была создана цифровая технология пространственного звука– Dolby Digital 5.1. В ней используется шесть каналов, которые обрабатываются особым алгоритмом информационного сжатия Dolby АС-3.

Шесть каналов получили следующие обозначения – L (Left), R (Right), С (Center), Ls (Surround left), Rs (Surround right), LFE (Low Frequency Effects, Subwoofer) – низкочастотный канал эффектов.

В SAWStudio отсутствует встроенный кодек АС-3, но, тем не менее, можно свести микс в шесть каналов в формате Dolby Digital 5.1 без информационного сжатия. Для этого в программе предусмотрена специальная Surround-маршрутизация с использованием регулятора XY Surround Pan. Рассмотрим ее.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.