Запись и редактирование в SAWStudio
Приступим к рассмотрению способов записи в SAWStudio.
Программа позволяет осуществлять три способа многоканальной записи:
- Последовательный – когда все партии записываются последовательно "под фонограмму". Музыкант прослушивает ранее созданные треки и под них исполняет новую партию.
- Параллельный – когда все треки записываются одновременно. Этот способ применяется при необходимости синхронной записи исполнителей. Например, на концертах или в студии – при записи джазовой музыки, когда при исполнении музыканты нуждаются в "исполнительском диалоге".
- Комбинированный способ, представляющий собой сочетание первых двух.
Параллельная многоканальная запись – это в большинстве случаев кратчайший путь к получению фонограммы наиболее музыкальной, вовлекающей в прослушивание. При этом способе не нарушается "музыкальное время", не разрывается тонкая исполнительско-музыкальная ткань. При последовательном способе записи творческий взаимообмен в реальном времени между музыкантами невозможен. Живое дыхание игры исчезает. Многие музыканты, понимая это, стараются всеми способами сохранить музыкальность исполнения и не подменить его "звуковым консервантом", состоящим исключительно из стерильного звука и безукоризненного исполнения.
Конечно, в условиях домашней студии организовать полноценную акустическую параллельную запись невозможно. Но преимущества этого способа можно использовать, например, при параллельной записи электрогитары, синтезатора, вокала собственной демо-фонограммы, т. к. он позволяет сохранить на аудионосителе музыкальность исполнения. Ведь если демо-запись не вовлекает в прослушивание, то она теряет свою основную функцию. Параллельная многоканальная запись на компьютере может быть выполнена как в полном объеме, так и частично – комбинированным способом. В идеале она требует установки мультиканальной звуковой карты или аудиоинтерфейса. В этом случае разные каналы можно будет одновременно записывать на разные треки.
При малобюджетном варианте – с двухканальной мультимедийной звуковой картой – можно пользоваться комбинированным способом.
- Один путь – это записывать одновременно двух музыкантов, подключенных к левому и правому каналу звуковой карты, на две отдельные дорожки. И затем повторить "под фонограмму" параллельную двухканальную запись для других партий необходимое количество раз. Исполнительские диалоги способны существенно добавить музыкальности.
Примечание
В условиях домашней студии производить качественную параллельную запись с использованием микрофонов практически невозможно, поэтому мы рассматриваем здесь случай исполнения на электроакустических и электронных музыкальных инструментах. - Другой путь – это выполнять микширование на внешнем микшерном пульте и записывать группы инструментов. Этот способ требует предварительной звуковой обработки и с точки зрения концепции виртуальной студии менее предпочтителен.