Запись и воспроизведение
Частота сэмплирования и разрядность
О значении терминов "частота сэмплирования" и "разрядность" вы могли узнать из главы 1. Программа Sound Forge предоставляет вам возможность установить эти параметры для предстоящей записи. В зависимости от возможностей вашей звуковой карты вы можете использовать частоту сэмплирования до 192 000 Гц и разрядность до 32 бит.
Так какие же значения следует использовать? Конечно же, чем выше значения частоты сэмплирования и разрядность, тем лучше качество записи. Но высокие значения также предполагают большую загруженность системы, а данные в таком случае занимают больше памяти и дискового пространства. Кроме того, если входной сигнал некачественен (например, если вы используете дешевый микрофон для записи вокала), высокие значения не помогут улучшить качество записи.
Если ваш компьютер достаточно производителен, у вас установлено достаточно оперативной памяти и имеется много свободного дискового пространства, вам следует использовать, по меньшей мере, частоту сэмплирования 96 000 Гц и разрядность 24 бит. Использование таких значений гарантирует высокое качество записи. Конечно, можно использовать и более высокие значения, значительно улучшающие качество аудиосигнала. Однако большинство людей, скорее всего, не услышат этой разницы в качестве, особенно если вы собираетесь переписывать свои записи на компакт-диск, который требует частоты сэмплирования 44 100 Гц и разрядности 16 бит.
Так зачем же использовать высокие параметры, если вы в конце концов будете перегонять запись на компакт-диск? Главным образом, это надо делать из-за математических ошибок. Дело в том, что, когда звук записывается в виде цифровых данных, для представления аудиосигнала используется ограниченное количество чисел. Когда вы редактируете или обрабатываете вашу запись, программа Sound Forge (как и любая другая программа редактирования звука) производит математические вычисления, выполняющие разные задачи. Никакой математический процесс не может избежать крошечных погрешностей, потому что данные округляются и урезаются. Эти погрешности создают небольшие шумы и помехи, добавляемые в аудиосигнал. В большинстве случаев такие шумы незаметны, но если вы много раз редактируете и обрабатываете запись, они могут в конце концов стать слышимыми.
Чтобы установить частоту сэмплирования и разрядность для вашей новой записи, просто выберите подходящие значения параметров Sample rate и Sample size в диалоговом окне New Window.
Замечание
Мы уже упоминали о том, что данные, помещаемые на компакт-диск, должны иметь частоту сэмплирования 44 100 Гц и разрядность 16 бит. Эти значения не могут быть ниже или выше – они должны быть именно такими. Конечно, первоначально вы можете записывать материал, используя другие значения. Например, если на вашем компьютере установлено недостаточно оперативной памяти и не хватает свободного дискового пространства, вам захочется использовать более низкие значения. Однако мы не рекомендовали бы так делать, если в этом нет необходимости, поскольку чем ниже значения, тем хуже качество. При записи вы также можете использовать более высокие значения, повышающие качество данных. Тем не менее, когда придет время записывать эти данные на компакт-диск, вам все-таки придется изменить значения частоты сэмплирования и разрядности на упомянутые ранее. Преобразовать частоту сэмплирования и разрядность в программе Sound Forge можно, используя функции Resample и Dither, о которых мы вам расскажем в главе 8.
Количество каналов
Поскольку программа Sound Forge не предоставляет средств для многодорожечной записи (то есть вы не можете записывать разные инструменты поодиночке, а затем воспроизводить эти записи как отдельные, но синхронизированные звуковые дорожки), можно использовать только два типа файлов – монофонические (одноканальные) и стереофонические (двух-канальные). Чтобы установить количество каналов для вашей новой записи, отметьте нужный флажок в группе Channels диалогового окна New Window.
Совет
Несмотря на то, что программа Sound Forge позволяет создавать только одно-канальные и двуканальные записи, вы можете создать псевдомногодорожечную запись, работая в режиме стерео. Поскольку стереофоническая запись содержит два отдельных канала (один для левого динамика, другой – для правого), вы можете одновременно записывать один источник звука в левый канал, а другой – в правый. Этот прием может вам пригодиться, например тогда, когда нужно в одно и то же время записать два голоса. Программа Sound Forge позволяет редактировать и обрабатывать каждый канал стереофонической записи отдельно, таким образом, вы можете без труда работать независимо с каждым голосом.
Смещение по оси амплитуды
Если у вас установлена недостаточно мощная звуковая карта, качество записи может быть не идеальным. Между звуковой картой и устройством ввода могут возникать конфликты (особенно, если вы используете дешевую карту, такую как Sound Blaster). В этом случае излишек потока добавляется к входящему сигналу и конечная диаграмма сигналов отклоняется от нулевой оси. Это явление известно как смещение по оси амплитуды (DC offset).
Замечание
Диаграмма сигналов – это графическое представление звука. Попытаемся объяснить ее действие, используя аналогию со стаканчиком и веревкой. Возможно, когда вы были ребенком, вы пробовали создать систему двусторонней связи между вашей комнатой и садовым домиком, используя только пару бумажных стаканчиков и длинный кусок веревки. Вы протыкали дырку в донышках стаканчиков, а затем привязывали концы веревки к двум стаканчикам. Ваш приятель находился в садовом домике, а вы – в своей комнате, при этом вы говорили в стаканчик как в микрофон, а ваш друг прикладывал свое ухо к другому стаканчику и слышал вас. Почему у вас это получалось?
Дело в том, что, когда вы говорите, звук вашего голоса создает вибрацию в нижней части стаканчика, при этом он работает как микрофон. Веревка тоже начинает вибрировать, и форма волны передается на второй стаканчик, который работает как динамик, позволяя вашему другу услышать вашу речь. Если бы вы могли остановить вибрирующую веревку и рассмотреть ее получше, вы бы заметили, что она похожа на диаграмму сигналов в окне данных (рис. 6.3).