Иллюстрированный самоучитель по Adobe GoLive 6

Структура JavaScript

У любого языка программирования есть свои правила работы. Есть свои типы для переменных и ключевые слова этого языка. То есть, все то, что отличает этот язык от остальных его собратьев. Но все современные языки программирования практически одинаковы в своей структуре.

Как, собственно, действует программа-сценарий, внедренная в Web-страницу? В этот сценарии мы задаем самые различные реакции Web-страницы на какие-либо действия пользователя. Например, на нажатия кнопок, перемещение курсора мыши, работу с клавиатурой и так далее. На самом деле обрабатываемых событий достаточно много.

Как только произошло одно из указанных нами событий, браузер должен будет выполнить некоторую последовательность действий. Эта последовательность описывается при помощи блока ключевых слов и выражений. Подобные блоки кода называют процедурами. Помимо процедур в качестве блоков кода оформляются также функции. Их отличие в том, что процедуры просто проделывают некоторые действия, а функции возвращают некоторое значение. Например, установить какой-либо цвет шрифта для абзаца – это процедура, а вычислить синус числа, являющегося вертикальной координатой верхнего левого угла графического изображения, – это уже функция.

В языке JavaScript заранее определены некоторые простейшие процедуры. Предопределенные заранее процедуры называются операторами. Также введены наиболее распространенные функции, но они особого наименования не получили. Так и остались функциями.

Для того, чтобы нам оперировать какими-либо числами, строками и прочими объектами, используются переменные. Переменная – это просто контейнер для хранения какого-либо значения. При этом значение переменной мы в любой момент можем изменить. В JavaScript используется несколько различных типов переменных. Мы можем создавать переменные, содержащие числовые значения, строки и логические выражения. При этом явно обозначать эти типы не нужно. Интерпретатор программы сам правильно обработает их. Достаточно лишь присвоить переменной какое-либо значение.

Объявлять переменные мы можем в любом месте программы, но никто еще не отменял понятие "хорошего стиля программирования". Хороший стиль программирования предусматривает, что все переменные, используемые в процедуре или функции, будут объявлены в самом начале этой процедуры или функции. При этом следует использовать ключевое слово var. Строго говоря, оно не является обязательным. Но если у нас будут совпадать наименования переменных в различных процедурах, используемых совместно, то может возникнуть совпадение имен. Применение ключевого слова var позволяет браузеру правильно обрабатывать переменные в таких случаях.

Рассмотрим маленький пример.

var x = 1;
var s = "Строка";
var t = True;

В каждой строке мы объявляем одну переменную. Так как мы сразу присваиваем им некоторые значения, то переменные обретают соответствующий тип. Переменная х содержит число, переменная s – строку, а переменная t предназначена для хранения логических значений.

Числовые значения мы можем записывать в программе в десятичном виде, как целые, так и дробные. Также мы можем записывать числа в восьмеричной и шестнадцатеричной системе исчисления. Числа в восьмеричной записи должны начинаться с нуля, а в шестнадцатеричной – с сочетания Ох. Если перечисленных способов записи чисел нам не хватает, мы можем воспользоваться экспоненциальным способом записи числа.

Если нам необходимо присвоить переменной строковое значение, то это значение мы должны поместить между кавычками, двойными или одинарными. В качестве строки может быть использован и один символ.

Переменные логического типа обычно используются в операторах выбора. Логических значений, естественно, существует всего два: True – истина, и False – ложь.

Если же мы объявляем переменную, но не хотим сразу присваивать ей какого-либо конкретного значения, можно присвоить ей неопределенное значение обозначаемое ключевым словом null. Таким образом, объявление переменной без присваивания значения и типа выполняется при помощи следующего фрагмента кода:

var x = null;

При работе с языком JavaScript всегда следует помнить, что он, в отличие от HTML, чувствителен к регистру символов. И если в написании ключевого слова допустить хотя бы одну ошибку, то интерпретатор языка, встроенный в браузер, не сможет выполнить всю программу.

Также следует обратить внимание на, то что каждое действие программы заканчивается символом точки с запятой. При помощи этого символа мы отделяем операторы и процедуры друг от друга, что позволяет браузеру правильно обрабатывать программу.

Язык JavaScript является языком со слабой типизацией. Это означает, что любая переменная в процессе работы программы может изменить свой тип. Так, например, при помощи следующего фрагмента кода мы превращаем переменную строкового типа в число:

var x = "100";
x = x + 1;
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.