Иллюстрированный самоучитель по Adobe Dreamweaver MX

Язык JavaScript

Оператор цикла for позволит вам выполнить какое-либо выражение (простое или составное) нужное количество раз, т. е. организовать цикл со счетчиком. При этом на каждом проходе цикла содержимое переменной-счетчика будет сравниваться с конечным значением, и если оно его превышает, цикл немедленно завершается. В противном случае содержимое счетчика увеличивается или уменьшается на единицу, и выполняется новый проход цикла.

Рассмотрим применение оператора for на примере.

for (i = 1; i < 101; i++) {
    a = a * i;
    b = b + i;
}

Первая строка сообщает интерпретатору JavaScript следующее:

  • переменная i будет использоваться в качестве счетчика цикла, т. е. в ней будет находиться значение количества уже выполненных проходов цикла;
  • начальное значение счетчика – 1 (i =1);
  • конечное значение счетчика – 100, т. е. повторять цикл нужно, пока содержимое счетчика i остается меньше 101 (i < 101);
  • при каждом проходе цикла нужно будет увеличивать значение счетчика на единицу (i++; оператор ++ указывает увеличить значение какой-либо переменной на единицу, другими словами, инкрементировать, и поместить его в ту же переменную). (Оператор ++ называется оператором инкремента.)

В результате выполнения приведенного выше выражения в переменной а будет находиться факториал от 100, а в переменной b – сумма от 1 до 100.

Кроме цикла со счетчиком, в JavaScript можно организовать и циклы без счетчика, так называемые циклы с условием. Они выполняются до тех пор, пока остается истинным какое-либо условие. Это циклы do-while и while.

Сначала рассмотрим цикл do-while.

do {
    a = a * i + 2;
    i = ++i;
} while (a < 100);

Этот цикл будет выполняться, пока значение переменной а остается меньше 100. Заметьте, что условие проверяется после прохода цикла, поэтому этот цикл выполнится хотя бы один раз, даже если условие будет изначально ложно.

В цикле while условие проверяется перед проходом цикла, поэтому, если условие изначально ложно, цикл не выполнится ни разу.

while (a < 100) {
    a = a * i + 2;
    i = ++i;
}

Оператор завершения break немедленно завершает цикл, а оператор продолжения continue – продолжает цикл, т. е. прекращает выполнение текущего прохода и начинает выполнение следующего (конечно, если условие завершения цикла это допускает).

while (a < 100) {
    i = ++i;
    if (i > 50) break;
    if (i < 5) continue;
    a = a * i + 2;
}

Попробуйте сами разобраться, как работает вышеприведенный пример.

Если вам нужно выполнять в нескольких местах программы один и тот же фрагмент кода с разными числовыми значениями, вы можете создать на его основе функцию. Функция – это фрагмент кода, оформленный особым образом, который может быть вызван из различных мест программы и из других функций. Функция может принимать любое количество параметров и возвращать один результат, который может быть использован в дальнейших вычислениях.

Давайте рассмотрим небольшой пример функции, увеличивающей переданное ей значение на два и возвращающей результат.

function valuePlus2(v) {
    var c;
    c = v + 2;
    return c;
}

Автор назвал нашу функцию valuePlus2 и передал ей единственный параметр v (см. в скобках после имени функции). Код, находящийся внутри функции, сначала объявляет локальную переменную с, "видимую" только внутри этой функции (вызвавшая функцию программа не сможет к ней обратиться). Далее этой переменной присваивается сумма значения переданного параметра v и 2. Последний оператор возвращает результат вызвавшей функцию программе (return – оператор возврата значения).

Как можно использовать полученную функцию? Например, так:

h = d + valuePlus2(r);

Здесь мы передаем функции vaiuePlus2 значение г и используем возвращенный результат в выражении. В частности, мы складываем его сам присваиваем результат п.

Кстати, нашу функцию можно было написать значительно короче и оптимальнее. (Да, и здесь оптимизация!)

function valuePlus2(v) {
    return v + 2;
}

Опытные программисты так и пишут. Во-первых, код становится проще и "прозрачнее". Во-вторых, что еще важнее, код становится меньше и быстрее.

Функция может и не принимать параметров:

function someFunc1() {
    return 2 + 2;
}

Функции могут вызывать друг друга:

function valuePlus3(v) {
    return valuePlus2(v) + 1;
}

На этом краткий курс основ языка JavaScript подошел к концу. Нам осталось рассмотреть только объекты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.