Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal

Включение драйвера и шрифтов в тело программы

В Турбо Паскале имеется возможность включения графического драйвера и штриховых шрифтов непосредственно в тело программы. Такое включение делает программу независимой от местоположения и наличия на диске драйверов и шрифтов, а также ускоряет подготовку графических программ к работе (шрифты и драйвер загружаются вместе с программой).

Включение драйвера и шрифтов осуществляется по следующей общей схеме. Сначала с помощью вспомогательной программы BINOBJ.EXE, входящей в комплект поставки Турбо Паскаля, драйвер и шрифты преобразуются в OBJ-файл (файл с расширением .OBJ). Для этого вне среды Турбо Паскаля необходимо вызвать утилиту BINOBJ с тремя параметрами: именем преобразуемого файла, именем получаемого OBJ-файла и глобальным именем процедуры. Эти имена, в принципе, могут быть произвольными, правильными для MS-DOS именами. Например:

c:\tp\binobj cga.bgi cga cgadrv

В результате такого обращения из каталога ТР на диске С будет вызвана программа BINOBJ и ей будут переданы следующие параметры:

  • CGA.BGI – имя файла с преобразуемым драйвером;
  • CGA – имя файла с расширением .OBJ, т.е. CGA.OBJ, который будет получен в результате исполнения программы BINOBJ;
  • CGADRV – глобальное имя, под которым этот драйвер будет известен программе.

После этого можно написать следующий фрагмент программы:

Uses Graph;
Procedure CGADRV; external;
{$L CGA.OBJ}
var
d, r, e: Integer;
begin
if RegisterBGIDriver (@CGADRV) < 0 then
begin
WriteLn ('Ошибка при регистрации драйвера');
HALT
end;
d: = CGA; r: = CGAHi;
InitGraph (d, r, '');
…….

Как видно из этого примера, в программе объявляется внешняя процедура с именем CGADRV (глобальное имя, указанное при обращении к BINOBJ), причем дается директива компилятору отыскать в текущем каталоге и загрузить файл CGA.OBJ, в котором находится эта процедура. Затем осуществляется регистрация драйвера путем обращения к функции RegisterBGIDriver. Единственным параметром этой функции является адрес начала драйвера в памяти (@CGADRV). Функция возвращает значение типа Integer, которое служит для контроля правильности завершения процедуры регистрации драйвера: если это значение меньше нуля, обнаружена ошибка, в противном случае функция возвращает номер зарегистрированного драйвера. В примере контролируется правильность регистрации драйвера и, если ошибка не обнаружена, инициируется графический режим работы экрана.

Аналогичным образом можно присоединить к программе стандартные штриховые шрифты (матричный шрифт 8x8 входит в состав модуля Graph и поэтому присоединять его не надо). Присоединение шрифта строится по описанной схеме за тем исключением, что для его регистрации вызывается функция RegisterBGIFont. Например, после преобразования:

c:\Pascal\binobj litt.chr litt litt

Можно использовать операторы:

Procedure Litt;External;
{$L Litt.obj}
…….
if RegisterBGIFont (@litt) < 0 then…

Обратите внимание: регистрация и драйвера, и шрифтов должна предшествовать инициации графического режима.

Регистрировать можно также драйверы (шрифты), которые не компилируются вместе с программой, а загружаются в динамическую память. Например:

Uses Graph;
var
р: Pointer;
f: file;
begin
Assign(f,'Litt.chr'); {Открываем файл}
Reset(f,1); {LITT.CHR для чтения}
GetMem(p,FileSize(f)); {Резервируем для него область кучи нужного размера}
BlockRead(f,pA,FileSize(f)){Читаем файл}
WriteLn(RegisterBGIFont (p)){Регистрируем шрифт}
end.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.