Включение драйвера и шрифтов в тело программы
В Турбо Паскале имеется возможность включения графического драйвера и штриховых шрифтов непосредственно в тело программы. Такое включение делает программу независимой от местоположения и наличия на диске драйверов и шрифтов, а также ускоряет подготовку графических программ к работе (шрифты и драйвер загружаются вместе с программой).
Включение драйвера и шрифтов осуществляется по следующей общей схеме. Сначала с помощью вспомогательной программы BINOBJ.EXE, входящей в комплект поставки Турбо Паскаля, драйвер и шрифты преобразуются в OBJ-файл (файл с расширением .OBJ). Для этого вне среды Турбо Паскаля необходимо вызвать утилиту BINOBJ с тремя параметрами: именем преобразуемого файла, именем получаемого OBJ-файла и глобальным именем процедуры. Эти имена, в принципе, могут быть произвольными, правильными для MS-DOS именами. Например:
c:\tp\binobj cga.bgi cga cgadrv
В результате такого обращения из каталога ТР на диске С будет вызвана программа BINOBJ и ей будут переданы следующие параметры:
- CGA.BGI – имя файла с преобразуемым драйвером;
- CGA – имя файла с расширением .OBJ, т.е. CGA.OBJ, который будет получен в результате исполнения программы BINOBJ;
- CGADRV – глобальное имя, под которым этот драйвер будет известен программе.
После этого можно написать следующий фрагмент программы:
Uses Graph; Procedure CGADRV; external; {$L CGA.OBJ} var d, r, e: Integer; begin if RegisterBGIDriver (@CGADRV) < 0 then begin WriteLn ('Ошибка при регистрации драйвера'); HALT end; d: = CGA; r: = CGAHi; InitGraph (d, r, ''); …….
Как видно из этого примера, в программе объявляется внешняя процедура с именем CGADRV (глобальное имя, указанное при обращении к BINOBJ), причем дается директива компилятору отыскать в текущем каталоге и загрузить файл CGA.OBJ, в котором находится эта процедура. Затем осуществляется регистрация драйвера путем обращения к функции RegisterBGIDriver. Единственным параметром этой функции является адрес начала драйвера в памяти (@CGADRV). Функция возвращает значение типа Integer, которое служит для контроля правильности завершения процедуры регистрации драйвера: если это значение меньше нуля, обнаружена ошибка, в противном случае функция возвращает номер зарегистрированного драйвера. В примере контролируется правильность регистрации драйвера и, если ошибка не обнаружена, инициируется графический режим работы экрана.
Аналогичным образом можно присоединить к программе стандартные штриховые шрифты (матричный шрифт 8x8 входит в состав модуля Graph и поэтому присоединять его не надо). Присоединение шрифта строится по описанной схеме за тем исключением, что для его регистрации вызывается функция RegisterBGIFont. Например, после преобразования:
c:\Pascal\binobj litt.chr litt litt
Можно использовать операторы:
Procedure Litt;External; {$L Litt.obj} ……. if RegisterBGIFont (@litt) < 0 then…
Обратите внимание: регистрация и драйвера, и шрифтов должна предшествовать инициации графического режима.
Регистрировать можно также драйверы (шрифты), которые не компилируются вместе с программой, а загружаются в динамическую память. Например:
Uses Graph; var р: Pointer; f: file; begin Assign(f,'Litt.chr'); {Открываем файл} Reset(f,1); {LITT.CHR для чтения} GetMem(p,FileSize(f)); {Резервируем для него область кучи нужного размера} BlockRead(f,pA,FileSize(f)){Читаем файл} WriteLn(RegisterBGIFont (p)){Регистрируем шрифт} end.