Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal

Простейшая программа в Turbo Vision

В этой главе мы попробуем разработать программу, которая использует некоторые возможности Turbo Vision. Пусть, например, нам необходимо создать простейшую информационную систему – нечто вроде электронной записной книжки. Предполагается, что данные, используемые этой системой, будут храниться в виде записей в дисковом файле. Наша задача – разработать удобную диалоговую программу, облегчающую доступ к файловым данным.

Разработка программы, разумеется, не является самоцелью – ведь для нас это только повод для конкретного знакомства с Turbo Vision. Поэтому мы будем создавать программу постепенно, каждый раз фиксируя достигнутые результаты. Если Вас интересует собственно информационная программа, используйте ее окончательный вариант, приведенный в прил.П.5.4.


Работа большинства прикладных программ проходит в три этапа: подготовка к работе, собственно работа и, наконец, ее завершение. В нашем случае к подготовительному этапу можно отнести такие действия, как анализ существования файла данных и его (файла) подготовка к работе. На этапе завершения мы должны обеспечить необходимые действия по сохранению файла/Все остальные действия относятся к среднему этапу. С учетом этого можно написать следующую простейшую программу:

begin
{Подготовить работу программы}
{Выполнить необходимые действия}
{Завершить исполнение программы}
end.

Если Вы попытаетесь выполнить эту программу, ничего не произойдет – ведь мы еще никак не конкретизировали необходимые действия. Так обстоит дело в Турбо Паскале, но не так – в Turbo Vision! Для любой прикладной программы Turbo Vision сразу же создает некоторую минимальную программную реализацию, которую Вы можете затем постепенно наращивать в ходе детализации программы. Вот начальный вариант программы с использованием Turbo Vision:

Uses Арр; {Используется модуль АРР библиотеки Turbo Vision}
var
Notebook: TApplication;
begin
Notebook.Init; {Подготовить работу программы}
Notebook.Run; {Выполнить необходимые действия}
Notebook.Done {Завершить исполнение программы}
end.

В этой программе объявляется использование стандартного для Turbo Vision модуля Арр (от application – приложение, прикладная программа). Такое объявление открывает доступ прикладной программе к мощным возможностям Turbo Vision. Чтобы использовать эти возможности, мы объявили переменную Notebook (notebook – записная книжка) типа TApplication. Как Вы вскоре заметите, на букву Т в Turbo Vision начинаются идентификаторы объектов. Таким образом, Notebook – это экземпляр объекта TApplication, т.е. объединение данных (полей) и методов обработки этих данных (процедур, функций, конструкторов, деструкторов). В объекте TApplication предусмотрены методы Init, Run и Done. Вызов этих методов и составляет исполняемую часть нашей программы. Если Вы подготовите и запустите программу, на экране ПК появится изображение, показанное на рис. 15.1.

Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal › Введение в Turbo Vision › Простейшая программа в Turbo Vision
Рис. 15.1. Вид экрана для простейшей программы

Для выхода из программы необходимо, как это следует из надписи в левом нижнем углу экрана, нажать ALT + X или подвести к этой надписи указатель мыши (если, разумеется, Ваш ПК оснащен этим устройством) и нажать ее левую кнопку.

Как видите, даже простейшая программа "знает", как создать экран, распознает команду ALT + X и может работать с мышью. Совсем не плохо для трех исполняемых операторов, не так ли? Такие возможности доступны потому, что в объекте TApplication предусмотрены соответствующие методы. В этом смысле использование объектов напоминает использование подпрограмм из библиотек. Однако в отличие от подпрограммы любой объект имеет все необходимые ему данные. Говоря об объектах, я часто буду использовать такие слова, как "знает", "умеет", "может", подчеркивая тем самым главную отличительную особенность объектов от традиционных подпрограмм – их "разумность": последовательное проведение в жизнь принципа инкапсуляции (объединения) данных и всех необходимых для их обработки методов придает объекту определенную независимость от других элементов программы; объекты как бы "живут" в программе своей независимой жизнью.

Простейшая программа не может выполнять никаких других действий, кроме уже перечисленных, так как именно эти действия запрограммированы в методах Init и Run объекта TApplication. В ходе их выполнения на экране создается изображение, имеющее три зоны: верхняя строка, нижняя строка и вся остальная часть экрана. Верхняя строка обычно используется для размещения опций главного меню (не забывайте, что Turbo Vision – это оболочка для диалоговых программ!). Нижняя строка – строка статуса: в ней указываются так называемые командные клавиши, т.е. клавиши или комбинации клавиш, которые вызывают нужные действия без перехода к промежуточному диалогу. Вся остальная часть экрана составляет "рабочий стол" программы – сюда будут помещаться сообщения, здесь будут размещаться окна, "выпадающие" меню (меню нижнего уровня) и т.п.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.