Подпрограммы
Результатом выполнения подпрограммы в нашем случае является переменная р, в которой сохраняется значение факториала. Запомним первое полученное значение (фактически N-факто-риал) в переменной xi. Это необходимо сделать, т. к. подпрограмма будет выполняться несколько раз, и значение переменной р будет меняться.
Затем мы повторяем действия для переменных м и (n-m), соответственно. Причем, в последнем случае уже не надо запоминать полученное значение факториала в новой переменной, т. к. больше обращений к подпрограмме не будет. Осталось вывести на экран полученное значение и запросить пользователя, будет ли он работать с программой еще.
Если непонятно, запустите пошаговый режим исполнения этой программы, разберитесь, как она работает (клавиша F8).
Предупреждение
Привыкайте оформлять самостоятельные куски программ в виде подпрограмм. Это способствует четкой структуризации, описанию внутренних логических связей и пониманию со стороны коллег-программистов, что не маловажно. Программирование с использованием подпрограмм – это хороший стиль!
Итак, если все ясно, то надо бы выполнить ряд упражнений с использованием подпрограмм.
287. Для каждого двумерного массива Х(3, 4), Y(5, 3), Z(4. 6) определите номер строки с максимальной суммой положительных элементов.
288. Напишите программу, предлагающую пользователю меню из десяти функций, и строящую по ним графики этих функций в зависимости от выбора пользователя.
289. Напишите программу для младших школьников, проверяющую знание ими таблицы умножения от 2 до 12. Учащемуся задаются 5 примеров перемножения случайных чисел в заданном интервале. Оценкой является количество правильных ответов. Используйте подпрограмму для печати замечаний в ответ на каждый результат, вводимый пользователем. За правильный ответ– замечание должно быть поощрительным, за неправильный – сожалеющим. Чтобы сделать опрос более интересным, необходимо заготовить по десять замечаний для правильных и неправильных ответов и выбирать их случайным образом, обращаясь при этом к пользователю по имени, запрошенному в начале программы. Сделайте красочную заставку, легкое музыкальное сопровождение тоже не будет лишним.
290. Напишите программу, отображающую цветное кольцо. Используя ее в качестве подпрограммы, нарисуйте олимпийский флаг.
291. Напишите программы, находящие минимальное и максимальное значения из трех чисел X, Y и Z, введенных с клавиатуры. Используя их в качестве подпрограмм, напишите программу, вычисляющую значение следующей функции:
292. Даны два одномерных массива из 20 элементов каждый. Элементом является случайное целое двузначное число. Напишите программу с использованием подпрограммы, которая изменяет исходный массив путем деления четных чи сел на их индексы. Используя эту подпрограмму, определите, в каком из массивов было произведено больше замен.
В заключение несколько слов о подпрограммах в Russian Quick Basic. Мы привели самый простой способ написания и использования подпрограмм. Но если вы чувствуете в себе силы, то попробуйте самостоятельно разобраться с такими мощными инструментами Бейсика по написанию подпрограмм, как declare sub и call sub. Не пожалеете!